среда, 9 марта 2011 г.

Самооценка как инструмент управления качеством в здравоохранении


 *Сасина М.С., Дудко А.Н.

*Управление здравоохранением Ангарского муниципального образования; МУЗ Шелеховская ЦРБ

Самооценка – наиболее популярный метод совер­шенст­во­вания деятельности, удобный, работоспособный инструмент, который может позволить руководителям медицинских организаций определять не только свои сильные стороны, но также выявить и устранить имеющиеся недостатки. Самооценка является тем инструментом, который позволяет руководству организации в определённых числовых показателях проанализировать как текущую деятельность организации, так и деятельность в будущих периодах, обеспечивая на каждом этапе развития качественный менеджмент.

Под самооценкой обычно понимается оценка деятельности, проводимая либо силами сотрудников самой организации, либо с привлечением сторонних экспертов, единственной целью которой является совершенствование деятельности организации. Проведение самооценки имеет смысл только в том случае, если она, с одной стороны, проводится регулярно, что позволяет выявлять тенденции развития организации, а с другой стороны, самооценка должна быть основой при формировании годовых планов мероприятий по улучшению деятельности медицинской организации.
         Проведение самооценки позволяет определить: отношение работников организации к необходимости проведения изменений; наиболее важные объекты изменений; текущее состояние организации и ее потребности в совершенствовании; совпадающие и различающиеся между собой точки зрения; то, в чем действительно заинтересованы и готовы участвовать работники. Про­ведение опроса при самооценке заставляет работников и руководителей мыслить по-новому и заниматься самообразованием; способствует лучшему пониманию методологии управления изменениями; поощряет работников к постановке более высоких целей; прививает персоналу интерес к изменениям и участию в их проведении; усиливает у каждого работника ощущение собственной значимости для организации.
Существует ряд действующих моделей для проведения самооценки медицинских организаций в области качества. Большинство широко признанных и используемых моделей являются моделями национальных, региональных и международных премий по качеству. Наиболее популярными являются три модели менеджмента качества, кото­рые используются при созда­нии критериев национальных и международных премий по качеству. Это модель премии Деминга в Японии, премии Малкольма Болдриджа в США и Европейской премии по качеству. В международных стандартах ИСО серии 9000 в качестве такой модели предлагаются положения стан­дарта МС ИСО 9004:2009 и соответствующего ему Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ РФ ИСО 9004:2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации».
Наиболее перспективной для самооценки и последу­ющего совершенствования деятельности медицинских организаций России является модель менеджмента, соответствующая критериям модели премии Правительства Российской Федерации в области качества, гармонизированной с моделью совершенства Европейского фонда менедж­мента качества (EFQM Excellence Model®), используемой в конкурсе Европейской премии по качеству. Модель премии Правительства Российской Феде­рации в области качества (далее модель премии), как и другие модели дело­вого совершенства, базируется на восьми основопола­гающих принципах, соответствующих концепции «Всеобщего управления на основе качества» — Total Quality Management (TQM). Это ориентация на потре­бителя; лидерство руководства и последовательность в достижении целей; менеджмент на основе понима­ния процессов и фактов; вовлечение персонала; не­прерывная познавательная деятельность и иннова­ции; развитие партнерства; взаимодействие с общест­вом; ориентация на результаты.
Практическая реализация принципов TQM в дея­тельности медицинских организаций дает им бесспорные преиму­щества. Не случайно основные принципы ТQМ стали базовыми при формировании моделей делового со­вершенства в мире, положенных в основу всех нацио­нальных премий по качеству. Наряду с процедурой премиального конкурса, в настоящее время существует и развивается подход практического использова­ния самооценки для выявления сильных сторон и об­ластей для улучшения деятельности медицинских организаций относительно поставленных задач; планирования необходимых улучшений в соответствии с возможностями; исполь­зования полученной оценки в процессах стратегичес­кого и оперативного планирования. Иными сло­вами, самооценка – это не дополнительный набор универсальных инструментов, а высокоэффективная и практически необходимая технология в управлении МО.
Достоинства самооценки: сравнительная просто­та; возможность проведения собственными силами; определение приоритетных направлений улучшения деятельности, и это далеко не полный перечень преи­муществ метода. Самооценка представляет собой современную стадию в истории развития методов оценки качества. В действительности – это точка перехода на новый уровень развития, от понятия «обеспечение качества» (основанного главным образом на проверке соответствия норме) к понятию TQM (Total Quality Management) – «Всеобщего управления на основе качества». В основе различных методик самооценки лежит балльная система, что позволяет менеджерам сравнивать достигнутые результаты с эталоном или показателями других организаций, а также прослеживать динамику улучшений при проведении повторной самооценки. В зависимости от поставленных целей применяются следующие виды самооценки:
-         полная самооценка деятельности медицинской организации по всем критериям принятой базовой модели управления. Такая самооценка проводится при подготовке организации к участию в конкурсе на получение премии в области качества, сравнении своих достижений с достижениями других организаций, определении областей совершенствования. Самооценка проводится по системе оценивания, принятой в соответствующей базовой модели, и может включать: определение уровня управления в сравнении с другими организациями, а также подразделений внутри организаций; оценку динамики развития; уточнение целей организации; определение областей для совершенствования;
-         частичная самооценка деятельности организации, ее подразделений и процессов для внутренних целей совершенствования. Она проводится по отдельным критериям и может охватывать только часть подразделений, процессов и может включать: определение уровня работы подразделений и их сравнение; выявление областей для последующего улучшения деятельности. Такую самооценку желательно проводить с использованием специально разработанных анкет и оценивать по собственной системе измерений, что позволит обратить внимание персонала на решение наиболее актуальных вопросов;
-         диагностическая самооценка, проводимая обычно при неудовлетворительных результатах работы. В таких случаях оценка уровня в процентах или баллах не требуется. Главное – установить причины низких показателей работы.
Выбор подхода и метода зависит от цели: если цель – получение премии или сравнение с другими организациями, то выбор метода и результаты оценки будут связаны с подсчетом баллов. Важ­но то, что, не участвуя в конкурсе на соискание премии в области качества, не подсчитывая баллы, медицинская организация, на каком бы уровне развития она ни нахо­дилась, может применять критерии модели премии для самооценки.
Это позволит ей получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколько деятельнос­тью МО удовлетворены потребители, персонал, постав­щики, общество, и на этой основе определить приори­тетные направления совершенствования и устойчиво­го развития.
 ---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43     Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. Т. 2. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 188 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО "Иркутский ГИУВ Росздрава".