*Управление здравоохранением Ангарского муниципального образования; МУЗ Шелеховская ЦРБ
Самооценка – наиболее популярный метод совершенствования деятельности, удобный, работоспособный инструмент, который может позволить руководителям медицинских организаций определять не только свои сильные стороны, но также выявить и устранить имеющиеся недостатки. Самооценка является тем инструментом, который позволяет руководству организации в определённых числовых показателях проанализировать как текущую деятельность организации, так и деятельность в будущих периодах, обеспечивая на каждом этапе развития качественный менеджмент.
Под самооценкой обычно понимается оценка деятельности, проводимая либо силами сотрудников самой организации, либо с привлечением сторонних экспертов, единственной целью которой является совершенствование деятельности организации. Проведение самооценки имеет смысл только в том случае, если она, с одной стороны, проводится регулярно, что позволяет выявлять тенденции развития организации, а с другой стороны, самооценка должна быть основой при формировании годовых планов мероприятий по улучшению деятельности медицинской организации.
Проведение самооценки позволяет определить: отношение работников организации к необходимости проведения изменений; наиболее важные объекты изменений; текущее состояние организации и ее потребности в совершенствовании; совпадающие и различающиеся между собой точки зрения; то, в чем действительно заинтересованы и готовы участвовать работники. Проведение опроса при самооценке заставляет работников и руководителей мыслить по-новому и заниматься самообразованием; способствует лучшему пониманию методологии управления изменениями; поощряет работников к постановке более высоких целей; прививает персоналу интерес к изменениям и участию в их проведении; усиливает у каждого работника ощущение собственной значимости для организации.
Существует ряд действующих моделей для проведения самооценки медицинских организаций в области качества. Большинство широко признанных и используемых моделей являются моделями национальных, региональных и международных премий по качеству. Наиболее популярными являются три модели менеджмента качества, которые используются при создании критериев национальных и международных премий по качеству. Это модель премии Деминга в Японии, премии Малкольма Болдриджа в США и Европейской премии по качеству. В международных стандартах ИСО серии 9000 в качестве такой модели предлагаются положения стандарта МС ИСО 9004:2009 и соответствующего ему Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ РФ ИСО 9004:2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации».
Наиболее перспективной для самооценки и последующего совершенствования деятельности медицинских организаций России является модель менеджмента, соответствующая критериям модели премии Правительства Российской Федерации в области качества, гармонизированной с моделью совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM Excellence Model®), используемой в конкурсе Европейской премии по качеству. Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества (далее модель премии), как и другие модели делового совершенства, базируется на восьми основополагающих принципах, соответствующих концепции «Всеобщего управления на основе качества» — Total Quality Management (TQM). Это ориентация на потребителя; лидерство руководства и последовательность в достижении целей; менеджмент на основе понимания процессов и фактов; вовлечение персонала; непрерывная познавательная деятельность и инновации; развитие партнерства; взаимодействие с обществом; ориентация на результаты.
Практическая реализация принципов TQM в деятельности медицинских организаций дает им бесспорные преимущества. Не случайно основные принципы ТQМ стали базовыми при формировании моделей делового совершенства в мире, положенных в основу всех национальных премий по качеству. Наряду с процедурой премиального конкурса, в настоящее время существует и развивается подход практического использования самооценки для выявления сильных сторон и областей для улучшения деятельности медицинских организаций относительно поставленных задач; планирования необходимых улучшений в соответствии с возможностями; использования полученной оценки в процессах стратегического и оперативного планирования. Иными словами, самооценка – это не дополнительный набор универсальных инструментов, а высокоэффективная и практически необходимая технология в управлении МО.
Достоинства самооценки: сравнительная простота; возможность проведения собственными силами; определение приоритетных направлений улучшения деятельности, и это далеко не полный перечень преимуществ метода. Самооценка представляет собой современную стадию в истории развития методов оценки качества. В действительности – это точка перехода на новый уровень развития, от понятия «обеспечение качества» (основанного главным образом на проверке соответствия норме) к понятию TQM (Total Quality Management) – «Всеобщего управления на основе качества». В основе различных методик самооценки лежит балльная система, что позволяет менеджерам сравнивать достигнутые результаты с эталоном или показателями других организаций, а также прослеживать динамику улучшений при проведении повторной самооценки. В зависимости от поставленных целей применяются следующие виды самооценки:
- полная самооценка деятельности медицинской организации по всем критериям принятой базовой модели управления. Такая самооценка проводится при подготовке организации к участию в конкурсе на получение премии в области качества, сравнении своих достижений с достижениями других организаций, определении областей совершенствования. Самооценка проводится по системе оценивания, принятой в соответствующей базовой модели, и может включать: определение уровня управления в сравнении с другими организациями, а также подразделений внутри организаций; оценку динамики развития; уточнение целей организации; определение областей для совершенствования;
- частичная самооценка деятельности организации, ее подразделений и процессов для внутренних целей совершенствования. Она проводится по отдельным критериям и может охватывать только часть подразделений, процессов и может включать: определение уровня работы подразделений и их сравнение; выявление областей для последующего улучшения деятельности. Такую самооценку желательно проводить с использованием специально разработанных анкет и оценивать по собственной системе измерений, что позволит обратить внимание персонала на решение наиболее актуальных вопросов;
- диагностическая самооценка, проводимая обычно при неудовлетворительных результатах работы. В таких случаях оценка уровня в процентах или баллах не требуется. Главное – установить причины низких показателей работы.
Выбор подхода и метода зависит от цели: если цель – получение премии или сравнение с другими организациями, то выбор метода и результаты оценки будут связаны с подсчетом баллов. Важно то, что, не участвуя в конкурсе на соискание премии в области качества, не подсчитывая баллы, медицинская организация, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии модели премии для самооценки.
Это позволит ей получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколько деятельностью МО удовлетворены потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования и устойчивого развития.
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43 Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. Т. 2. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 188 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО "Иркутский ГИУВ Росздрава".