Зазнобова Т.В.
ГОУ ВПО ИГМУ
Физическое развитие подрастающего поколения любого общества косвенно или непосредственно отражает влияние широкого круга эндо- и экзогенных факторов и является важнейшим критерием состояния здоровья популяции.
Развитие ребенка в настоящее время подчиняется определенным закономерностям, которые выражаются в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. В частности, к ним относятся неравномерность, неоднородность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов.
По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции: завершение акселерации роста и развития; увеличение числа детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставание в биологическом развитии; уменьшение широтных и охватных размеров тела и различных функциональных показателей. Аналогичные данные характерны для мальчиков и девочек всех возрастов по данным ряда авторов Европейского региона.
Мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения, стоящего на пороге взрослой жизни, с ее социальными требованиями повышенных физических и психических нагрузок, является актуальной проблемой педиатрии.
Успешная адаптация к условиям современной жизни подросткового поколения определит будущий репродуктивный и трудовой потенциал страны, ее развитие и уровень национальной безопасности.
Цель исследования – провести оценку функциональных возможностей подростков, обучающихся в лицее и учащихся общеобразовательных школ по данным кистевой динамометрии в сравнительном анализе.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 425 юношей и 409 девушек 16-17 лет школ № 1, № 15 и лицея № 3 Иркутска (табл. 1, 2). Проведено исследование мышечной силы кисти (кг) левой и правой руки у подростков методом динамометрии.
Возрастные группы 16- и 17-летних подростков были сформированы согласно их календарному возрасту. К 16-летним были отнесены юноши и девушки от 15 лет 6 мес. до 16 лет 5 мес. 29 дней. К 17-летним – от 16 лет 6 мес. до 17 лет 5 мес. 29 дней.
Статистическую обработку параметров кистевой динамометрии осуществляли по общепринятой методике: M ± m. Оценку значимости различий между исследуемыми группами проводили по Т-критерию Стьюдента.
При оценке силовых возможностей подростков нами были рассчитаны стандарты для кистевой динамометрии с выделением следующих вариантов: средние значения (показатель в пределах от M ± 1σ); значения ниже среднего (показатели < M – 1σ); низкие значения (показатели < M – 2σ); значения выше среднего (показатели > M + 1σ); высокие значения (показатели > M + 2σ).
Результаты и их обсуждение.
Статистические показатели кистевой динамометрии у иркутских подростков 16-17 лет, обследованных в 2007 – 2008 гг., представлены в таблице 1, из которой следует, что сила сжатия левой кисти у 16-летних юношей-лицеистов составляет 28,17 ± 0,85 кг и значительно ниже (р < 0,001) такового показателя у школьников – 34,69 ± 0,88 кг .
Сила правой кисти у юношей этой возрастной категории так же ниже у лицеистов (р < 0,001): 29,88 ± 0,98 кг против 37,92 ± 1,03 кг .
Таблица 1
Средние показатели динамометрии у юношей,
обучающихся в школах разного типа (кг)
Возраст
|
Рука
|
Школа
|
Лицей
|
р
| ||
Количество обследованных (n)
|
M ± m
|
Количество обследованных (n)
|
M ± m
| |||
16 лет
|
Левая
|
109
|
34,69 ± 0,88
|
105
|
28,17 ± 0,85
|
р < 0,001
|
Правая
|
109
|
37,92 ± 1,03
|
105
|
29,88 ± 0,98
|
р < 0,001
| |
17 лет
|
Левая
|
104
|
35,04 ± 0,87
|
107
|
31,65 ± 1,08
|
р < 0,05
|
Правая
|
104
|
38,32 ± 0,77
|
107
|
34,75 ± 1,04
|
р < 0,05
|
У 17-летних лицеистов сила сжатия левой кисти составила 31,65 ± 1,08 кг , что меньше по сравнению со школьниками – 35,04 ± 0,87 кг (р < 0,05). Аналогичные различия отмечаются в силе сжатия правой кисти: у лицеистов 34,75 ± 1,04 кг против 38,32 ± 0,77 кг у школьников (р < 0,05).
Низкие показатели силы сжатия кисти в обеих возрастных группах юношей-лицеистов свидетельствуют о сниженных физических возможностях у подростков, обучающихся по интенсивным программам. В то же время у девушек 16-17 лет, обучающихся в лицее и школах, достоверных различий в средних показателях динамометрии не выявлено.
Сравнение данных, полученных нами при обследовании учащихся школ и лицея (табл. 2), показало, что «средний уровень» силы сжатия правой кисти у 16-летних юношей школ выявлен в 64,2 %, а у юношей лицея в 40 % наблюдений (р < 0,05).
Уровень «ниже среднего» – в 45,7 % случаев у лицеистов и реже среди школьников – 6,4 % (р < 0,05).
Таблица 2
Показатели кистевой динамометрии у юношей 16 лет,
обучающихся в школах разного типа (%)
Варианты
динамометрии
|
Левая рука
|
Правая рука
| ||||||||
Интервалы
|
Школа
n = 109
|
Лицей
n = 105
|
Интер-валы
|
Школа
n = 109
|
Лицей
n = 105
| |||||
n
|
%
|
n
|
%
|
n
|
%
|
n
|
%
| |||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Средние
значения
(M ± 1σ)
|
24,2
38,58
|
67
|
61,5
|
58
|
55,2
|
25,5 42,3
|
70
|
64,2
|
42
|
40,0
|
Ниже среднего
(от M–1σ
до M–2σ)
|
24,2
17,4
|
5
|
4,6
|
29
|
27,6
|
25,5 17,1
|
7
|
6,4
|
48
|
45,7
|
Низкие
(< M–2σ)
|
< 17,4
|
0
|
0
|
4
|
3,8
|
< 17,1
|
2
|
1,9
|
4
|
3,8
|
Выше
среднего
(M+1σ
до M+2σ)
|
38,58 45,76
|
35
|
32,1
|
13
|
12,4
|
42,3 50,7
|
30
|
27,5
|
11
|
10,5
|
Высокие
(> M+2σ)
|
> 45,76
|
2
|
1,8
|
1
|
1,0
|
> 50,7
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Как представлено в таблице 2, низкие показатели кистевой динамометрии в 2 раза чаще регистрируются у лицеистов, чем у школьников: соответственно 3,7 и 1,7 %. Показатели «выше среднего» у школьников в 2,6 раза превышают таковые у лицеистов: соответственно 32,1 и 12,4%. В единичных случаях регистрируются высокие показатели кистевой динамометрии у 16-летних юношей, обучающихся в школах разного типа.
У 17-летних юношей-лицеистов «средний уровень» силы сжатия правой кисти составил 57,9 %, в то время как у школьников 64,4 %. Уровень «ниже среднего» у лицеистов в 2,9 раза встречается чаще (28,1 %), чем у школьников (9,5 %).
Показатели «выше среднего» в 2 раза реже регистрируются у юношей-лицеистов 17 лет в сравнении со школьниками: 14 и 26 % соответственно.
Таблица 3
Показатели кистевой динамометрии у юношей 17 лет,
обучающихся в школах разного типа (%)
Варианты
динамометрии
|
Левая рука
|
Правая рука
| ||||||||
Интер-
валы
|
Школа
n = 104
|
Лицей
n = 107
|
Интер-
валы
|
Школа
n = 104
|
Лицей
n = 107
| |||||
n
|
%
|
n
|
%
|
n
|
%
|
n
|
%
| |||
Средние
значения
(M ± 1σ)
|
25,2
41,4
|
62
|
59,6
|
50
|
46,7
|
29,0
44,0
|
67
|
64,4
|
62
|
57,9
|
Ниже
среднего
(от M–1σ
до M–2σ)
|
25,2
17,1
|
14
|
13,5
|
44
|
41,1
|
29,0
21,5
|
10
|
9,6
|
30
|
28,1
|
Низкие
(< M–2σ)
|
< 17,1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
< 21,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Выше
среднего
(M+1σ до M+2σ)
|
41,4
49,5
|
26
|
25,0
|
13
|
12,2
|
44,0
51,5
|
27
|
26
|
15
|
14,0
|
Высокие
(> M+2σ)
|
> 49,5
|
2
|
1,9
|
0
|
0
|
> 51,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Показатели кистевой динамометрии у 16-летних девушек, обучающихся по различным программам, не имеют существенных различий (табл. 4).
Таблица 4
Показатели кистевой динамометрии у девушек 16 лет,
обучающихся в школах разного типа (%)
Варианты
динамометрии
|
Левая рука
|
Правая рука
| ||||||||
Интервалы
|
Школа
n = 101
|
Лицей
n = 103
|
Интервалы
|
Школа
n = 101
|
Лицей
n = 103
| |||||
n
|
%
|
n
|
%
|
n
|
%
|
n
|
%
| |||
Средние
значения
(M ± 1σ)
|
15,7 24,9
|
56
|
55,4
|
55
|
53,4
|
17,5 27,3
|
79
|
78,2
|
77
|
74,8
|
Ниже
среднего
(от M–1σ
до M–2σ)
|
15,7 11,1
|
16
|
15,9
|
27
|
26,2
|
17,5 12,6
|
6
|
5,9
|
16
|
15,5
|
Низкие
(< M–2σ)
|
< 11,1
|
2
|
2
|
2
|
1,9
|
< 12,6
|
0
|
0
|
4
|
3,9
|
Выше среднего
(M+1σ до M+2σ)
|
24,9 29,5
|
20
|
19,8
|
18
|
17,5
|
27,3 32,2
|
10
|
9,9
|
6
|
5,8
|
Высокие
(> M+2σ)
|
> 29,5
|
7
|
6,9
|
1
|
1,0
|
> 32,2
|
6
|
5,9
|
0
|
0
|
У девушек 17 лет (табл. 5) средний уровень динамометрии выявлен в 74 % случаев у лицеисток против 80,2 % случаев у школьниц; уровень «ниже среднего» - 15,4 % случаев у лицеисток против 8,9 % случаев у школьниц. Уровень динамометрии «выше среднего» чаще регистрируется у 16-17-летних школьниц (табл. 4, 5). Таким образом, силовые возможности юношей-лицеистов по данным кистевой динамометрии достоверно ниже таковых у учащихся школ. У девушек-лицеисток отмечена тенденция к более низким показателям кистевой динамометрии по сравнению с учащимися школ.
Таблица 5
Показатели кистевой динамометрии у девушек 17 лет,
обучающихся в школах разного типа (%)
Варианты
динамометрии
|
Левая рука
|
Правая рука
| ||||||||
Интер
валы
|
Школа
n = 101
|
Лицей
n = 104
|
Интер
валы
|
Школа
n = 101
|
Лицей
n = 104
| |||||
n
|
%
|
n
|
%
|
n
|
%
|
n
|
%
| |||
Средние
значения
(M ± 1σ)
|
16,6 25,8
|
80
|
79,2
|
71
|
68,3
|
17,8 28,0
|
81
|
80,2
|
77
|
74,0
|
Ниже среднего
(от M–1σ
до M–2σ)
|
16,6 12,0
|
6
|
6,0
|
12
|
11,5
|
17,8 12,7
|
9
|
8,9
|
16
|
15,4
|
Низкие
(< M–2σ)
|
< 12,0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
< 12,7
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Выше среднего
(M+1σ до M+2σ)
|
25,8 30,4
|
7
|
6,9
|
15
|
14,4
|
28,0 33,1
|
8
|
7,9
|
2
|
1,9
|
Высокие
(> M+2σ)
|
> 30,4
|
8
|
7,9
|
6
|
5,8
|
> 33,1
|
3
|
3,0
|
9
|
8,7
|
Вывод.
Значительное снижение функциональных возможностей юношей, обучающихся по интенсивным программам, требует внимания врачей, педагогов, гигиенистов с целью оптимизации учебного процесса и максимально возможной гармоничной сбалансированности интеллектуальных и физических нагрузок в условиях образовательного процесса.
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43 Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 180с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО "Иркутский ГИУВ Росздрава".