вторник, 12 апреля 2011 г.

Функциональные возможности подростков, обучающихся в школах разного типа, по данным кистевой динамометрии


Зазнобова Т.В.
ГОУ ВПО ИГМУ

Физическое развитие подрастающего поколения любого общества косвенно или непосредственно отражает влияние широкого круга эндо- и экзогенных факторов и является важнейшим критерием состояния здоровья популяции.

Развитие ребенка в настоящее время подчиняется определенным закономерностям, которые выражаются в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. В частности, к ним относятся неравномерность, неоднородность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов.
По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции: завершение акселерации роста и развития; увеличение числа детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставание в биологическом развитии; уменьшение широтных и охватных размеров тела и различных функциональных показателей. Аналогичные данные характерны для мальчиков и девочек всех возрастов по данным ряда авторов Европейского региона.
Мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения, стоящего на пороге взрослой жизни, с ее социальными требованиями повышенных физических и психических нагрузок, является актуальной проблемой педиатрии.
Успешная адаптация к условиям современной жизни подросткового поколения определит будущий репродуктивный и трудовой потенциал страны, ее развитие и уровень национальной безопасности.
Цель исследования – провести оценку функциональных возможностей подростков, обучающихся в лицее и учащихся общеобразовательных школ по данным кистевой динамометрии в сравнительном анализе.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 425 юношей и 409 девушек 16-17 лет школ № 1, № 15 и лицея № 3 Иркутска (табл. 1, 2). Проведено исследование мышечной силы кисти (кг) левой и правой руки у подростков методом динамометрии.
Возрастные группы 16- и 17-летних подростков были сформированы согласно их календарному возрасту. К 16-летним были отнесены юноши и девушки от 15 лет 6 мес. до 16 лет 5 мес. 29 дней. К 17-летним – от 16 лет 6 мес. до 17 лет 5 мес. 29 дней.
            Статистическую обработку параметров кистевой динамометрии осуществляли по общепринятой методике: M ± m. Оценку значимости различий между исследуемыми группами проводили по Т-критерию Стьюдента.
При оценке силовых возможностей подростков нами были рассчитаны стандарты для кистевой динамометрии с выделением следующих вариантов: средние значения (показатель в пределах от M ± 1σ); значения ниже среднего (показатели < M – 1σ); низкие значения (показатели < M – 2σ); значения выше среднего (показатели > M + 1σ); высокие значения (показатели > M + 2σ).
            Результаты и их обсуждение.
Статистические показатели кистевой динамометрии у иркутских подростков 16-17 лет, обследованных в 2007 – 2008 гг., представлены в таблице 1, из которой следует, что сила сжатия левой кисти у 16-летних юношей-лицеистов составляет 28,17 ± 0,85 кг и значительно ниже (р < 0,001) такового показателя у школьников – 34,69 ± 0,88 кг.
Сила правой кисти у юношей этой возрастной категории так же ниже у лицеистов (р < 0,001): 29,88 ± 0,98 кг против 37,92 ± 1,03 кг.
Таблица 1
Средние показатели динамометрии у юношей,
обучающихся в школах разного типа (кг)

Возраст
Рука
Школа
Лицей
р
Количество обследованных (n)
M ± m
Количество обследованных (n)
M ± m
16 лет
Левая
109
34,69 ± 0,88
105
28,17 ± 0,85
р < 0,001
Правая
109
37,92 ± 1,03
105
29,88 ± 0,98
р < 0,001
17 лет
Левая
104
35,04 ± 0,87
107
31,65 ± 1,08
р < 0,05
Правая
104
38,32 ± 0,77
107
34,75 ± 1,04
р < 0,05

У 17-летних лицеистов сила сжатия левой кисти составила 31,65 ± 1,08 кг, что меньше по сравнению со школьниками – 35,04 ± 0,87 кг (р < 0,05). Аналогичные различия отмечаются в силе сжатия правой кисти: у лицеистов 34,75 ± 1,04 кг против 38,32 ± 0,77 кг у школьников (р < 0,05).
Низкие показатели силы сжатия кисти в обеих возрастных группах юношей-лицеистов свидетельствуют о сниженных физических возможностях у подростков, обучающихся по интенсивным программам. В то же время у девушек 16-17 лет, обучающихся в лицее и школах, достоверных различий в средних показателях динамометрии не выявлено.
Сравнение данных, полученных нами при обследовании учащихся школ и лицея (табл. 2), показало, что «средний уровень» силы сжатия правой кисти у 16-летних юношей школ выявлен в 64,2 %, а у юношей лицея в 40 % наблюдений (р < 0,05).
Уровень «ниже среднего» – в 45,7 % случаев у лицеистов и реже среди школьников – 6,4 % (р < 0,05).


Таблица 2
Показатели кистевой динамометрии у юношей 16 лет,
обучающихся в школах разного типа (%)

Варианты
динамометрии
Левая рука
Правая рука
Интервалы
Школа
n = 109
Лицей
n = 105
Интер-валы
Школа
n = 109
Лицей
n = 105
n
%
n
%
n
%
n
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Средние
значения
(M ± 1σ)
24,2
38,58
67
61,5
58
55,2
25,5 42,3
70
64,2
42
40,0
Ниже среднего
(от M–1σ
до M–2σ)
24,2
17,4
5
4,6
29
27,6
25,5 17,1
7
6,4
48
45,7
Низкие
(< M–2σ)
< 17,4
0
0
4
3,8
< 17,1
2
1,9
4
3,8
Выше
среднего
(M+1σ
до M+2σ)
38,58 45,76
35
32,1
13
12,4
42,3 50,7
30
27,5
11
10,5
Высокие
(> M+2σ)
> 45,76
2
1,8
1
1,0
> 50,7
0
0
0
0


Как представлено в таблице 2, низкие показатели кистевой динамометрии в 2 раза чаще регистрируются у лицеистов, чем у школьников: соответственно 3,7 и 1,7 %. Показатели «выше среднего» у школьников в 2,6 раза превышают таковые у лицеистов: соответственно 32,1 и 12,4%. В единичных случаях регистрируются высокие показатели кистевой динамометрии у 16-летних юношей, обучающихся в школах разного типа.
У 17-летних юношей-лицеистов «средний уровень» силы сжатия правой кисти составил 57,9 %, в то время как у школьников 64,4 %. Уровень «ниже среднего» у лицеистов в 2,9 раза встречается чаще (28,1 %), чем у школьников (9,5 %).
Показатели «выше среднего» в 2 раза реже регистрируются у юношей-лицеистов 17 лет в сравнении со школьниками: 14 и 26 % соответственно.
Таблица 3
Показатели кистевой динамометрии у юношей 17 лет,
обучающихся в школах разного типа (%)

Варианты
динамометрии
Левая рука
Правая рука
Интер-
валы
Школа
n = 104
Лицей
n = 107
Интер-
валы
Школа
n = 104
Лицей
n = 107
n
%
n
%
n
%
n
%
Средние
значения
(M ± 1σ)
25,2
41,4
62
59,6
50
46,7
29,0
44,0
67
64,4
62
57,9
Ниже
среднего
(от M–1σ
до M–2σ)
25,2
17,1
14
13,5
44
41,1
29,0
21,5
10
9,6
30
28,1
Низкие
(< M–2σ)
< 17,1
0
0
0
0
< 21,5
0
0
0
0
Выше
среднего
(M+1σ до M+2σ)
41,4
49,5
26
25,0
13
12,2
44,0
51,5
27
26
15
14,0
Высокие
(> M+2σ)
> 49,5
2
1,9
0
0
> 51,5
0
0
0
0


Показатели кистевой динамометрии у 16-летних девушек, обучающихся по различным программам, не имеют существенных различий (табл. 4).



Таблица 4
Показатели кистевой динамометрии у девушек 16 лет,
обучающихся в школах разного типа (%)

Варианты
динамометрии
Левая рука
Правая рука
Интервалы
Школа
n = 101
Лицей
n = 103
Интервалы
Школа
n = 101
Лицей
n = 103
n
%
n
%
n
%
n
%
Средние
значения
(M ± 1σ)
15,7 24,9
56
55,4
55
53,4
17,5 27,3
79
78,2
77
74,8
Ниже
среднего
(от M–1σ
до M–2σ)
15,7 11,1
16
15,9
27
26,2
17,5 12,6
6
5,9
16
15,5
Низкие
(< M–2σ)
< 11,1
2
2
2
1,9
< 12,6
0
0
4
3,9
Выше среднего
(M+1σ до M+2σ)
24,9 29,5
20
19,8
18
17,5
27,3 32,2
10
9,9
6
5,8
Высокие
(> M+2σ)
> 29,5
7
6,9
1
1,0
> 32,2
6
5,9
0
0


У девушек 17 лет (табл. 5) средний уровень динамометрии выявлен в 74 % случаев у лицеисток против 80,2 % случаев у школьниц; уровень «ниже среднего» - 15,4 % случаев у лицеисток против 8,9 % случаев у школьниц. Уровень динамометрии «выше среднего» чаще регистрируется у 16-17-летних школьниц (табл. 4, 5). Таким образом, силовые возможности юношей-лицеистов по данным кистевой динамометрии достоверно ниже таковых у учащихся школ. У девушек-лицеисток отмечена тенденция к более низким показателям кистевой динамометрии по сравнению с учащимися школ.
Таблица 5
Показатели кистевой динамометрии у девушек 17 лет,
обучающихся в школах разного типа (%)

Варианты
динамометрии
Левая рука
Правая рука
Интер
валы
Школа
n = 101
Лицей
n = 104
Интер
валы
Школа
n = 101
Лицей
n = 104
n
%
n
%
n
%
n
%
Средние
значения
(M ± 1σ)
16,6 25,8
80
79,2
71
68,3
17,8  28,0
81
80,2
77
74,0
Ниже среднего
(от M–1σ
до M–2σ)
16,6 12,0
6
6,0
12
11,5
17,8  12,7
9
8,9
16
15,4
Низкие
(< M–2σ)
< 12,0
0
0
0
0
< 12,7
0
0
0
0
Выше среднего
(M+1σ до M+2σ)
25,8 30,4
7
6,9
15
14,4
28,0  33,1
8
7,9
2
1,9
Высокие
(> M+2σ)
> 30,4
8
7,9
6
5,8
> 33,1
3
3,0
9
8,7

            Вывод.
Значительное снижение функциональных возможностей юношей, обучающихся по интенсивным программам, требует внимания врачей, педагогов, гигиенистов с целью оптимизации учебного процесса и максимально возможной гармоничной сбалансированности интеллектуальных и физических нагрузок в условиях образовательного процесса.
 ---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43     Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 180с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО "Иркутский ГИУВ Росздрава".