понедельник, 18 марта 2013 г.

Олигосахариды в структуре питания современного человека - как элемент функционального питания

Прокопьева О.В., ГОУ ВПО ИГМУ

Микрофлора кишечника выполняет несколько основных функций, одной из которых является ферментация нерасщепленных ранее компонентов пищи, главным образом углеводов, таких как крахмал, другие полисахариды и олигосахариды. Олигосахариды не расщепляются ферментами верхних отделов желудочно-кишечного тракта и достигают толстой кишки в неизменном виде, где выполняют функции пребиотиков. Там они подвергаются процессу ферментации бифидобактериями и служат для них факторами роста. Конечные продукты, образующиеся в результате ферментации, оказывают положительное влияние на состояние здоровья человека.

Перспективной биологической культурой диетического и лечебного назначения, обладающей уникальным биохимическим составом, способным активно влиять на обменные процессы в организме, предупреждать или восстанавливать их нарушения, является топинамбур (ботаническое название - земляная груша или Helianthus tuberosus, что значит - подсолнечник клубеносный).
По данным В.П. Гриня, топинамбур обладает исключительной и поэтому весьма ценной способностью накапливать в клубнях инулин. Инулин является природным полисахаридом, состоящим на 95 % из фруктозы. В кислой среде желудочного сока инулин под воздействием фермента инулиназы гидролизуется с образованием фруктозы, которая усваивается организмом практически без инсулина. Также клубни земляной груши содержат большое количество железа, кремния и цинка.
По содержанию витаминов В1 (0,018 мг %), В2 (0,295 мг %) и С (осенью - 6,96 мг %, весной - 3,64 мг %) топинамбур богаче картофеля, моркови и свеклы в три раза. Известно также, что топинамбур отличается высоким содержанием белка (3,2 % на сухое вещество), представленного 16 аминокислотами, в том числе 8 аминокислотами незаменимыми.
Такой уникальный химический состав топинамбура выдвигает его в качестве сырья  для получения широкого спектра продуктов лечебного и профилактического назначения (инулин, топинамбурный порошок, пюре, фруктозный сироп, пектиновые экстракты и пектиновые вещества, спирт, кондитерские и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки, кисломолочные продукты и др.).
Кроме того, свойства топинамбура позволяет рекомендовать его к использованию в производстве высокоэффективных лекарственных средств, необходимых для коррекции обмена при сахарном диабете, атеросклерозе, ожирении, при заболеваниях почек, печени, сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта.
С целью коррекции метаболических и мембранопатологических нарушений у детей с оксалатной нефропатией  мы использовали биологически активную добавку к пище, обладающую комплексной метаболической направленностью – топинамбурный порошок, а также сырые клубни топинамбура. 
Сухой порошок из клубней топинамбура получали 29 детей с оксалатной нефропатией, проживающих в городе Иркутске в возрасте от 3-х до 12-ти лет (1 группа). Порошок назначался в дозе 10-20 г в сутки (0,5 г/кг)  в  2-3  приема  за  30  мин  до  еды  в  течение 21 дня.  Контроль осуществляли на основании клинических и лабораторных показателей, включающих  параметры  мочевого осадка,  показателей  перекисного окисления липидов (ПОЛ)   сыворотки  крови, микроэлементного состава волос и сыворотки крови в динамике: до приема  и  после  приема. 
Полученные результаты анализировали методом связанных выборок. Оценивалась эффективность непосредственная (по окончании курса) и отдаленная (через 6 - 9 месяцев).
Группа сравнения (2 группа), состоявшая из 25 детей Иркутска, получала традиционную мембраностабилизирующую терапию витаминами А, Е, В6 в течение 2-х недель. Витамины назначались в стандартных дозах: витамины А и Е – аевит 1,5 мг/кг в сутки, витамин В6 – 1 мг/кг в сутки. Все дети соблюдали диету с ограничением оксалогенных продуктов.
 На фоне проводимой коррекции топинамбурным порошком отмечены признаки клинического улучшения в состоянии детей – уменьшилась выраженность абдоминального болевого синдрома (у 19-ти детей из 29-ти, что составило 65,5 %), исчезли жалобы на нарушения функций кишечника (если таковые имели место ранее). У большинства из них улучшилось общее самочувствие. До коррекции уровень экскреции с мочой оксалатов у детей двух групп достоверно не отличался.
На фоне приема топинамбурного порошка положительная динамика характеризовалась достоверно выраженным снижением или нормализацией уровня экскреции оксалатов с мочой (151,24 ± 3,9 мкмоль/сут до приема и 129,4 ± 2,21 мкмоль/сут после приема), что расценено как уменьшение мембранопатологических явлений. В группе сравнения несколько реже определялось снижение уровня экскреции оксалатов (151,78 ± 4,03мкмоль/сут и 134,31 ± 2,9 мкмоль/сут соответственно). У 43 % больных на фоне приема порошка топинамбура снизилась степень микрогематурии, у 36 % она исчезла (за 100 % принято общее количество детей с микрогематурией). На фоне терапии витаминами А, Е, В6 уменьшение степени микрогематурии зарегистрировано в 8 % случаев.
Наибольшие положительные изменения среди показателей ПОЛ после коррекции порошком из клубней топинамбура обнаружены при определении общей антиокислительной активности (АОА) сыворотки крови: 7,12 ± 0,36 у.е. - до лечения и 12,56 ± 1,02 у.е. – после лечения.
В группе детей, получавших традиционную мембраностабилизирующую терапию достоверного увеличения общей АОА не зарегистрировано. Выявлено достоверное увеличение концентрации селена в сыворотке крови флуориметрическим методом на фоне приема порошка топинамбура: до коррекции 81,7 ± 3,6 мкг/л, после-104,5 ± 3,2 мкг/л (p<0,05). Можно предположить, что повышение концентрации селена и, как следствие, антиоксидантной активности сыворотки крови, обусловлены пребиотическим  действием инулина, что оптимизирует состав микробиоценоза в кишечнике и приводит к улучшению процесса всасывания эссенциальных элементов (в том числе селена), а также высоким содержанием в топинамбуре аминокислоты метионина, которая является переносчиком микроэлемента.
С учетом скорости роста волос через три месяца после окончания приема порошка топинамбура шести детям был проведен повторный анализ микроэлементного состава волос методом АЭС - ИСАП. Отмечено достоверное увеличение содержания селена в волосах детей: до коррекции 0,85 ± 0,14 мкг/г, после - 1,91 ± 0,16 мкг/г (p < 0,05).
Также зарегистрирована тенденция к снижению уровня в волосах таких металлов, как кадмий и свинец: до коррекции концентрация Cd составляла 0,24±0,04 мкг/г, после – 0,16±0,03 мкг/г, р>0,1; Pb до коррекции – 2,75±0,21 мкг/г, после – 2,31±0,22 мкг/г, р>0,1.
Установлены хорошие отдаленные результаты после коррекции топинамбурным порошком. Катамнестическое наблюдение за состоянием детей на протяжении 9-ти месяцев, показало сохранение клинического эффекта у 85% детей в виде удовлетворительного самочувствия ребенка, нормализации или улучшении мочевого синдрома. Отмечена тенденция к снижению частоты выявления отдельных компонентов мочевого осадка: микрогематурии, микропротеинурии (чего не наблюдалось после традиционной терапии). В 2 раза реже выявлялась оксалурия. При анализе катамнестических данных установлена тенденция к урежению острых респираторных заболеваний, а следовательно, к снижению количества провоцирующих моментов для клинической манифестации патологического процесса.
В диетической коррекции использовали сырые клубни топинамбура, их получали 25 детей с оксалатной нефропатией в возрасте 6 лет, проживающих в промышленном городе Черемхово. Топинамбур назначался в виде салата в количестве 50 г в сутки с добавлением растительного масла на второй завтрак в течение 21 дня. В 95 % случаев исчезли жалобы на боли в животе и на склонность к запорам. Положительный результат выражался прежде всего в уменьшении или ликвидации оксалурии: до приема суточная экскреция оксалатов с мочой составляла 143,38 ± 3,16 мкмоль/сут, после - 119,11 ± 4,07 мкмоль/сут (разница «до/после» - 24,27 ± 3,8, р<0,01).
Через 3 месяца после окончания приема у 12 детей проанализирован микроэлементный состав волос. Выявлено достоверное снижение концентрации в волосах больных детей городе Черемхово следующих экотоксикантов: олова в среднем  в 6,4 раза (2,79 ± 0,26 мкг/г – до приема и 0,43 ± 0,06 мкг/г – после приема), свинца в 1,8 раза (4,98 ± 0,40 мкг/г и 2,21 ± 0,38 мкг/г соответственно), меди в 1,4 раза (9,49 ± 0,23 мкг/г и 6,79 ± 0,22 мкг/г), ванадия в 2 раза (0,18 ± 0,02 мкг/г и 0,09 ± 0,01 мкг/г).
Можно предположить, что сырые клубни топинамбура обладают энтеросорбентным и комплексообразующим свойствами, в результате чего происходит выведение металлов через желудочно – кишечный тракт.

Таким образом, на основании полученных результатов мы считаем возможным предложить сухой топинамбурный порошок и сырые клубни топинамбура в качестве эффективных средств для лечения детей с оксалатной нефропатией. Также топинамбур следует рассматривать как высоко эффективную нутриентную добавку к пище, а также как диетический продукт, особенно на экологически неблагоприятных территориях и территориях с эндемическим дефицитов нутриентов.
---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2) 2я 43
А43     Актуальные вопросы методологии профилактической медицины, медицинской профилактики и социальной медицины: сб. науч. ст. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2011. 168 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ДПО ИГМАПО Минздрава России.