Птичкина О.И., Решетник Л.А.
ГОУ ВПО ИГМУ, кафедра детских болезней
Физиологическая потребность школьников в пищевых веществах и энергии зависит от влияния физиолого-биохимических особенностей их организма, а также социальных факторов, таких как ускоренные темпы жизни, условия воспитания в семье, характер обучения в школе. Усложнение учебных программ, сопряжённое с возрастанием объёма информации, обусловливает повышение умственных нагрузок и нервно-эмоциональное напряжение, занятия физкультурой и спортом требуют дополнительных энергозатрат. Анализ организации горячего питания школьников показал, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации остается крайне неудовлетворительным. Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приемы уменьшения объема и веса блюд.
В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам). Отмечается занижение объема порций мясных и рыбных блюд, гарниров (Черепов В.М., Соболевская О.В., 2007; Онищенко Г.Г., Шевченко И.Ю., 2008).
Нами было проведено анкетирование 1236 школьников города Иркутска в нескольких муниципальных учебных заведениях. Анкетирование школьников позволило провести качественный анализ питания. Результаты исследования показали, что ежедневно завтракают лишь 62 % детей; горячее блюдо 3 раза в день получали 15 %, 2 раза в день – 51 %, 1 раз в день – 34 %.
Проведенные исследования выявили недостаточное употребление основных источников полноценных белков, витаминов, микро и макроэлементов: мяса, рыбы, молочных продуктов, сырых фруктов, овощей. Ежедневно употребляли мясо лишь 52 % школьников, причём почти половина из них отдавали предпочтение не натуральным мясным продуктам, а консервам и колбасным изделиям. Ни один из опрошенных не употреблял рыбу ежедневно. Лишь 65 % детей включали в рацион питания молоко и молочные продукты. Только 52 % школьников ежедневно употребляли сырые фрукты, а 37 % – овощи (табл. 1).
Таблица 1
Качественный анализ питания школьников
Наименование продуктов
|
Потребление (в %)
| |||
Ежедневно
|
3-5 раз в неделю
|
1-2 раза в неделю
|
Редко (1-3 раза в мес.)
| |
Мясо
|
52
|
33
|
13
|
2
|
Рыба
|
-
|
14
|
23
|
63
|
Молоко и молочные продукты
|
65
|
21
|
13
|
1
|
Сырые фрукты
|
52
|
39
|
7
|
2
|
Овощи
|
37
|
27
|
28
|
8
|
Преобладающее большинство школьников (72 %) в учебное время питается в школьных столовых. Предпочтение отдаётся главным образом мучным блюдам: сосиска в тесте – 27%, пицца – 29 %, пирожки – 23 %, кексы – 13 %, булочки – 8 %. Неполноценность школьного питания приводит к возникновению чувства голода во время пребывания в школе.
Чувство голода отмечали 63 % учащихся, у 12 % детей чувство голода присутствует постоянно.
Полученные сведения о неудовлетворительном качестве питания школьников практически не отличаются от данных по России в целом (Колтун В.З., Лобыкина Е.Н., 2003; Кучма В.Р. , Тутельян В.А., Конь И.Я., 2004; Алифанова Л.А., 2007). Нами было также проведено сравнение качества питания у школьников, инфицированных и неинфицированных Helicobacter pylori. Исследование на наличие инфекции проводилось с помощью уреазного дыхательного теста (методика предложена Е.А. Корниенко и В.Н. Милейко в 1994 г .). За время работы с данной методикой мы убедились в её высокой чувствительности. Преимущество её заключается в простоте и безопасности, т.к. она является неинвазивной. Известно, что в эпителии пищеварительной трубки происходят наиболее интенсивные процессы регенерации, поскольку он подвержен воздействию как физиологических, так и патологических факторов агрессии (Аруин Л.И., Григорьев В.А., 1993). Таким образом, для полноценной регенерации необходим качественный белок. Достаточное поступление белка необходимо также для нормального функционирования иммунной системы. Основными источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты. Для регенерации, нормального функционирования иммунной системы, моторики пищеварительной трубки, необходимо достаточное поступление витаминов, микроэлементов, растительной клетчатки, источником которых являются овощи и фрукты. Было проведено сравнение качества питания среди детей с положительным (Нр+) и отрицательным (Нр-) хелик-тестом (табл. 2).
Таблица 2
Доля инфицированных (Нр+) и неинфицированных (Нр-) детей, употреблявших различные продукты питания
Название продукта
|
Потребление в %
| |||||||
Ежедневно
|
3-5 раз в неделю
|
1-2 раза в неделю
|
Редко
| |||||
Нр-
|
Нр+
|
Нр-
|
Нр+
|
Нр-
|
Нр+
|
Нр-
|
Нр+
| |
Мясо
|
66,3
|
33,7
|
56,6
|
43,4
|
38,5
|
61,5
|
25
|
75
|
Рыба
|
-
|
-
|
52
|
48
|
60,1
|
39,9
|
49,7
|
50,3
|
Молоко и молочные продукты
|
67,7
|
32,3
|
54,7
|
45,3
|
46,1
|
53,9
|
50
|
50
|
Сырые фрукты
|
73,7
|
26,3
|
64,5
|
35,5
|
47,6
|
52,4
|
25
|
75
|
Овощи
|
72,5
|
27,4
|
60,5
|
39,5
|
55,9
|
44,1
|
18,7
|
81,3
|
При сравнении качества питания у детей с положительным уреазным тестом и отрицательным было выявлены различия. Исследования показали, что по мере увеличения частоты употребления мяса, молока, сырых фруктов и овощей школьниками имеется тенденция к снижению доли детей с положительным тестом. Для детей, ежедневно употреблявших мясо (Z = 7,764, p < 0,001), молоко и кисломолочные продукты (Z = 6,481, p < 0,001), сырые фрукты (Z = 7,432 p,0,001 – при ежедневном употреблении, Z = 4,047 p < 0,001 – при употреблении 3-5 раз в неделю) и овощи (Z = 5,972 p < 0,001 – при ежедневном употреблении, Z = 2,455 p = 0,014 – употребление 3-5 раз в неделю, Z = 3,277 p = 0,001 – редком употреблении) (рис.1).
|
а). Употребление мяса. |
б). Употребление молока
и кисломолочных продуктов.
|
в). Употребление фруктов.
|
г). Употребление овощей.
|
Рис. 1. Доля детей с положительным (Нр+) и отрицательным
(Нр-) хелик-тестом, употребляющих различные продукты
питания (в %).
Примечание: I – редко, II – 1-2 раза в неделю, III – 3-5 раз в неделю, IV – ежедневно.
Таким образом, проведённые исследования не только выявили неудовлетворительное качество питания школьников Иркутска, но и показали качественные различия в питании детей, инфицированных и неинфицированных Helicobacter pylori.
---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43 Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. Т. 2. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 188 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО "Иркутский ГИУВ Росздрава".