*Дудко А.Н., Сасина М.С.
*МУЗ Шелеховская ЦРБ;
Управление здравоохранением Ангарского муниципального
образования
Важнейшим условием для организации и оказания качественной медицинской помощи населению является эффективное и рационально организованное обеспечение медицинских организаций материально-техническими ресурсами. При этом к материально-техническим ресурсам, закупаемым для нужд медицинских организаций, следует относить не только товары (медикаменты, расходные материалы), непосредственно необходимые для оказания медицинских услуг, но и работы и услуги по поддержанию надлежащего функционирования хозяйственной и инженерно-технической инфраструктуры указанных организаций.
В настоящее время основным инструментом ресурсного обеспечения является размещение заказов, регулируемое Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон определяет порядок взаимодействия заказчиков и исполнителей работ, услуг, поставщиков товаров, на основании которого заключаются государственные контракты, в ходе реализации которых в соответствии с размещенными заказами в учреждения поступают соответствующие ресурсы. Вступив в силу с 01.01.2006 г., Закон о размещении заказов стал своего рода новацией в отечественном законодательстве, объединив разрозненные документы, регулирующие государственные закупки и внеся много новых положений, не имевших прецедентов ранее. Таким образом, Закон внес принципиальные и весьма серьезные изменения в ранее существовавшую практику. Однако по прошествии пяти лет с момента его принятия и начала реализации следует отметить и целый ряд проблем, возникших с его вступлением в силу. К наиболее существенным из них, на наш взгляд, следует отнести следующие: отсутствие системного анализа возможных рисков и их предупреждения при реализации предлагаемых положений; недостаточно проработанную и зачастую противоречивую базу подзаконных нормативных актов, сопровождающих реализацию Закона; отсутствие методологии практической реализации положений Закона в организациях, учреждениях и предприятиях хозяйственного комплекса; отсутствие унифицированных подходов к реализации Закона с учетом отраслевой специфики здравоохранении, т.е. закупки разнородных товаров стали проводиться по одним и тем же определенным правилам.
Данные проблемы привели к тому, что доработка Закона проводилась уже «в процессе обкатки». Так, с момента его выхода изменения в него вносились шестнадцатью федеральными законами.
В системе нормативно-правовых актов, регулирующих закупочную деятельность, присутствуют и различные постановления и распоряжения Правительства РФ, распорядительные документы Минэкономразвития РФ, которые также достаточно динамичны, подвергаясь актуализации по мере развития закона. Кроме того, в субъектах Федерации в развитие законодательства принимаются собственные нормативные документы, обязательные к применению получателями соответствующих бюджетов. Так, например, законодательство города Москвы, касающееся размещения заказов, включает в себя большой комплекс документов, конкретизирующих требования к порядку проведения закупок, который регулярно дополняется и актуализируется. Таким образом, с 01.01.2006 года установились новые правила приобретения материально-технических ресурсов, характеризующиеся выраженной изменчивостью (нестабильностью) и обширностью нормативно-правовой базы.
Следует также отметить, что федеральным органом, уполномоченным Правительством РФ на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере размещения заказов, является Минэкономразвития РФ. Минздравсоцразвития России, согласно положению о Министерстве, таких полномочий не имеет и, соответственно, выполнять эти функции не может. Министерство вправе только издавать распорядительные документы, обязательные для применения в собственных структурных подразделениях и подведомственных структурах.
Совершенно обоснованно, но, тем не менее, существенно усиливается контроль за размещением заказов. Появляются новые статьи в Кодексе об административных правонарушениях, мера ответственности (штрафы) в которых постоянно возрастает. Основным, контролирующим эту сферу органом, является Федеральная антимонопольная служба России и её территориальные подразделения. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе создавать собственные органы для контроля размещения государственного заказа (для Москвы это Контрольный комитет города Москвы). Контролируют государственные закупки и органы прокуратуры.
Таким образом, сложность ситуации для медицинских организаций обусловлена тем, что опыт подобной работы в них практически полностью отсутствовал, а зарубежный опыт также не мог быть заимствован в связи с его неприменимостью к отечественным условиям; на протяжении всего периода реализации Закона постоянно существенно возрастает объем сопутствующей размещению заказов документации. Ее наличие и правильность заполнения проверяется при проведении проверок контролирующими органами; отсутствует отраслевое научное и методическое сопровождение проводимой практической работы.
Весь комплекс проблем прорисовывался еще к моменту вступления закона в силу. Конечно, на тот момент еще нельзя было предположить, что закон будет столь изменчив. Однако совершенно очевидными были как обязательность применения совершенно новых процедур размещения заказов, так и неподготовленность медицинских организаций к работе в новых правовых условиях.
Это все по-прежнему создает большие проблемы в плане ресурсного обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и в ряде случаев не может не сказываться на качестве оказания медицинской помощи населению. Кроме того, пятилетний опыт работы в условиях законодательства по госзакупкам показал, что очевидного повышения эффективности управления и обеспечения ресурсами на уровне учреждениями на практике не приходится.
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43 Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. Т. 2. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 188 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО "Иркутский ГИУВ Росздрава".