среда, 17 июня 2015 г.

Формирование стратегии персонифицированного консультирования населения – актуальная задача центров здоровья и подразделений профилактической медицины

Агапитов А.Е., Селивёрстова Л.В., ГБОУ ДПО ИГМАПО

Современный этап  развития  отечественного  здравоохранения обусловлен формированием достаточно новой (в обще историческом плане) систематизирующей идеологии, целеполагания  и  дальнейшего  поэтапного  развития  методологии  профилактической медицины, в том числе - всех  её  методических и функциональных  разделов.  Прежде  всего,  это напрямую связано с реализацией второго этапа приоритетного национального проекта «Здоровье», направленного на развитие мер первичной медицинской профилактики и социальной медицины, сочетанных с новым импульсом оснащения  и  развития  элементов  и  инфраструктуры  профилактической медицины (ПМ) регионального  и  муниципального  уровней  отечественного здравоохранения.

Речь идёт о поэтапном открытии в Российской Федерации  центров здоровья для детского и взрослого населения в соответствии с инициативой правительства и отраслевого руководства нашей страны.
Фактически это вновь создающиеся современные суботраслевые элементы структуры отечественной службы профилактической медицины с заложенной в них комплексной и системной идеологией донозологической диспансеризации населения всех возрастных групп на ближайшую и среднесрочную перспективу развития.  Кстати, собственно также - вновь сформулированы целевые задачи и перед системой непрерывного последипломного медицинского образования  профессионального совершенствования.
Было необходимо  в  весьма  сжатые  сроки  разработать, апробировать и  внедрить  обновлённые, отвечающие  современному  уровню  требований,  образовательные  программы,  учебно-тематические  планы  и  методические  материалы  для  подготовки  специалистов  центров здоровья, рекрутированных, между прочим, из сферы нозологической медицины, где практически полностью отсутствует опыт медико-профилактической работы.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что по существу мы находимся на эволюционном этапе формирования нового актуализированного подхода к глубокому многоплановому пониманию собственной функциональности здравоохранения, а также возможной позитивной трансформации образовательного, научного и производственного уклада здравоохранения как устоявшейся медико-социальной системы.
Сходя из содержания большого перечня задач, поставленных приоритетным национальным проектом «Здоровье» перед системой последипломного образования врачей и провизоров, важным образовательным и методическим элементом является  новая учебная программа ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования». Программа имеет следующее наименование: «Основы первичной медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни граждан РФ» и реализуется в формате цикла тематического усовершенствования врачей, а также (в обработанной форме) - цикла тематического усовершенствования среднего медицинского персонала центров здоровья Иркутской области. Цель программы – подготовка специалистов-консультантов по всему перечню тем и вопросов ПМ, с акцентом на формирование знаний, умений и навыков персонифицированного консультирования населения.
Вместе с тем в определённой своей части данная программа используется нами и при подготовке специалистов центров первичной медицинской профилактики кардио- и цереброваскулярной патологии. По данной программе за последние два года всего подготовлено врачей 136 человек и среднего медицинского персонала – 66 человек.  Следует особо отметить, что разработанная нами учебно-образовательная программа существенно расширила тематический спектр, актуальность и содержание практики непрерывного последипломного образования ординаторов, аспирантов, организаторов здравоохранения и врачей различных специальностей. В программе изложены систематизированные научные знания по ключевым  разделам ПМ и её разделов – социальной медицине, первичной медицинской профилактике, нутриентному гомеостазу, неспецифической иммунопрофилактике – медицине 21 века.
Тестовый контроль слушателей цикла показал следующее. Средний бал тестируемых на «входе», то есть перед обучением, – 47,8. После прохождения обучения «итоговое» тестирование – 78,8 балла. По итогам проводимого «входного» и «итогового» тестового контроля заключаем, указанная учебно-образовательная программа позволяет решить задачу подготовка специалистов центров здоровья, способных обеспечить персонифицированное консультирование населения по всему спектру вопросов первичной профилактики основных неинфекционных и инфекционных заболеваний. Мы убеждены, что такой подход к подготовке кадров центров здоровья целесообразен и оправдан  следующим  взглядом  на  судьбу  центров  здоровья. 

Практическая  реализация идеологии, проблематики, целей и задач деятельности центров здоровья в части обеспечения широкого  медицинского  и  персонифицированного  профилактического  консультирования населения РФ действительно может  приобрести характер глобального влияния на медико-социальные и биосоциальные процессы в  нашей стране при  условии внедрения комплексной превентологической методологии и специальной подготовки кадров в формате профессиональной переподготовки специалистов профилактической медицины.
---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43     Актуальные вопросы методологии профилактической медицины, медицинской профилактики и социальной медицины: сб. науч. ст. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2011. 168 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ДПО ИГМАПО Минздрава России в составе проекта ЭкспертЗдравСервис.