Агапитов А.Е., Селивёрстова Л.В., ГБОУ
ДПО ИГМАПО
Современный
этап развития отечественного здравоохранения обусловлен формированием
достаточно новой (в обще историческом плане) систематизирующей идеологии,
целеполагания и дальнейшего
поэтапного развития методологии
профилактической медицины, в том числе - всех её методических
и функциональных разделов. Прежде
всего, это напрямую связано с
реализацией второго этапа приоритетного национального проекта «Здоровье»,
направленного на развитие мер первичной медицинской профилактики и социальной
медицины, сочетанных с новым импульсом оснащения и
развития элементов и
инфраструктуры профилактической
медицины (ПМ) регионального и муниципального уровней
отечественного здравоохранения.
Речь
идёт о поэтапном открытии в Российской Федерации центров здоровья для детского и взрослого
населения в соответствии с инициативой правительства и отраслевого руководства
нашей страны.
Фактически
это вновь создающиеся современные суботраслевые элементы структуры отечественной
службы профилактической медицины с заложенной в них комплексной и системной идеологией
донозологической диспансеризации населения всех возрастных групп на ближайшую и
среднесрочную перспективу развития. Кстати,
собственно также - вновь сформулированы целевые задачи и перед системой непрерывного
последипломного медицинского образования
профессионального совершенствования.
Было
необходимо в весьма
сжатые сроки разработать, апробировать и внедрить
обновлённые, отвечающие
современному уровню требований,
образовательные программы, учебно-тематические планы
и методические материалы
для подготовки специалистов
центров здоровья, рекрутированных, между прочим, из сферы нозологической
медицины, где практически полностью отсутствует опыт медико-профилактической
работы.
Обобщая
вышесказанное, можно утверждать, что по существу мы находимся на эволюционном этапе
формирования нового актуализированного подхода к глубокому многоплановому
пониманию собственной функциональности
здравоохранения, а также возможной позитивной трансформации образовательного,
научного и производственного уклада здравоохранения как устоявшейся
медико-социальной системы.
Сходя
из содержания большого перечня задач, поставленных приоритетным национальным
проектом «Здоровье» перед системой последипломного образования врачей и провизоров,
важным образовательным и методическим элементом является новая учебная программа ГБОУ ДПО «Иркутская
государственная медицинская академия последипломного образования». Программа имеет
следующее наименование: «Основы первичной медицинской профилактики и
формирование здорового образа жизни граждан РФ» и реализуется в формате цикла
тематического усовершенствования врачей, а также (в обработанной форме) - цикла
тематического усовершенствования среднего медицинского персонала центров
здоровья Иркутской области. Цель программы – подготовка
специалистов-консультантов по всему перечню тем и вопросов ПМ, с акцентом на
формирование знаний, умений и навыков персонифицированного консультирования
населения.
Вместе
с тем в определённой своей части данная программа используется нами и при
подготовке специалистов центров первичной медицинской профилактики кардио- и цереброваскулярной
патологии. По данной программе за последние два года всего подготовлено врачей
136 человек и среднего медицинского персонала – 66 человек. Следует особо отметить, что разработанная
нами учебно-образовательная программа существенно расширила тематический
спектр, актуальность и содержание практики непрерывного последипломного
образования ординаторов, аспирантов, организаторов здравоохранения и врачей
различных специальностей. В программе изложены систематизированные научные
знания по ключевым разделам ПМ и её
разделов – социальной медицине, первичной медицинской профилактике,
нутриентному гомеостазу, неспецифической иммунопрофилактике – медицине 21 века.
Тестовый
контроль слушателей цикла показал следующее. Средний бал тестируемых на
«входе», то есть перед обучением, – 47,8. После прохождения обучения «итоговое»
тестирование – 78,8 балла. По итогам проводимого «входного» и «итогового»
тестового контроля заключаем, указанная учебно-образовательная программа
позволяет решить задачу подготовка специалистов центров здоровья, способных
обеспечить персонифицированное консультирование населения по всему спектру
вопросов первичной профилактики основных неинфекционных и инфекционных
заболеваний. Мы убеждены, что такой подход к подготовке кадров центров здоровья
целесообразен и оправдан следующим взглядом
на судьбу центров
здоровья.
Практическая реализация идеологии, проблематики, целей и
задач деятельности центров здоровья в части обеспечения широкого медицинского
и персонифицированного профилактического консультирования населения РФ действительно
может приобрести характер глобального
влияния на медико-социальные и биосоциальные процессы в нашей стране при условии внедрения комплексной
превентологической методологии и специальной подготовки кадров в формате
профессиональной переподготовки специалистов профилактической медицины.
---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43
Актуальные вопросы методологии профилактической медицины,
медицинской профилактики и социальной медицины: сб. науч. ст. / Под ред.
А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2011. 168 с.
---
Веб-публикация:
А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ДПО ИГМАПО
Минздрава России в составе проекта ЭкспертЗдравСервис.