Даценко С.О.,
Кицул И.С., Пивень Д.В., ГБОУ ДПО ИГМАПО
Принятый более
трех лет назад федеральный закон от 1 декабря 2007 г . №-315 ФЗ «О
саморегулируемых организациях» (СРО) и имеющий прямое отношение к перспективным
и доказавшим свою эффективность в
зарубежных странах механизмов повышения качества медицинской помощи и
государственно-частного партнерства в этой части, пока не нашел своей аудитории
среди практиков и ученых в здравоохранении.
Вместе с тем
предлагаемые данным законом механизмы саморегулирования с учётом задачи
повышения качества медицинской помощи, совершенствования механизмов защиты
получателей и производителей медицинских услуг представляют несомненный интерес
для здравоохранения Российской Федерации. Именно поэтому возможности развития
указанных механизмов в здравоохранении
всё активнее обсуждаются в медицинском сообществе.
Представляется,
что наиболее перспективным разделом медицины для отработки механизмов
саморегулирования на начальных этапах является стоматология.
По отдельным
сведениям в ряде регионов объёмы медицинских услуг, оказываемых частными
стоматологическими организациями, составляют до 60-80% в общей структуре услуг стоматологии. Точными
данными по Российской Федерации к настоящему моменту в целом никто не владеет,
так как указанные выше объёмы, равно как и их структура и качество, не
учитываются и не анализируются государственными (муниципальными) органами. Тем
не менее, позитивная роль частной стоматологии в обеспечении доступности самого
широкого спектра стоматологических услуг очевидна.
Поэтому в
частной медицине, где субъекты медицинской деятельности разобщены, представляют
собой в подавляющем большинстве микропредприятия, саморегулирование насущно
необходимо.
Уже сегодня
представители частной медицины поставили перед собой задачу – выработать единые требования к
предпринимательской деятельности частных медицинских организаций на уровне
субъектов Российской федерации, чтобы сделать их едиными для всех субъектов
частной медицины РФ, после чего осуществить
переход на саморегулирование в ближайшие 2-3 года.
Рассмотрим
максимальное количество выгод от создания СРО для всех составляющих частей
здравоохранения в стоматологии.
Для
государственных органов выгода от формирования СРО в стоматологии заключается в следующем.
1. Появляется новый дополнительный
инструмент проведения государственной политики в частном здравоохранении через
обязательные для членов СРО стандарты и правила, что обеспечивает повышения
качества оказываемых услуг.
2.
В частном секторе здравоохранения через СРО формируются принципиально новые
механизмы самоконтроля, без которых никакие формы внешнего контроля не могут
быть эффективны.
3.
Через СРО расширяются возможности контроля и надзора за деятельностью частного
сектора.
4.
Без каких-либо дополнительных затрат со стороны государства в рамках СРО
появляются дополнительные инструменты зашиты интересов производителей и
получателей услуг.
5.
В свою очередь создание СРО это - не что иное, как дополнительные
негосударственные инвестиции в качество медицинской помощи. Государство, не
тратя ни одной копейки, может очень быстро привлечь колоссальные ресурсы в
разработку и реализацию стандартов; повышение квалификации кадров; формирование
системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников
частных медицинских организаций в стоматологии.
6.
Через СРО появляется возможность анализа объёмов и качества оказываемых услуг в
стоматологии.
7.
При внедрении саморегулирования появляются дополнительные возможности
противодействия коррупции в государственных органах в соответствии с
федеральным законом от 25 декабря 2008 г . N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,
который предусматривает самостоятельную разработку СРО стандартов и правил
оказания услуг, соответствующих федеральным законам и принятым в соответствии с
ними иными нормативными правовыми актами.
Саморегулирование
даёт возможность проверяющим и проверяемым работать по одним правилам, закон
предусматривает присутствие представителя СРО при любых видах проверок (кроме
экономических), а также ограничивает количество и кратность этих проверок для
членов СРО. Данный факт позволяет саморегулируемой организации во
взаимоотношениях с любыми надзорными органами отстаивать ясность и чёткость
формулировок любых требований.
Качество
и действенность государственного и муниципального контроля (надзора) от этого
только вырастут.
Для пациента
выгода от создания саморегулируемой организации в стоматологии заключается в следующем.
1.
Вкладывая свои деньги, пациент получает услугу более высокого качества и это
самое главное.
2.
Формируется система досудебной защиты его интересов: стандарты и правила
оказания услуг; внутренний контроль со стороны самой СРО, третейские суды,
имущественная ответственность за качество оказания услуги.
Для медицинских
образовательных учреждений выгода от создания СРО в сфере стоматологии заключается в следующем.
Во
взаимодействии с СРО появляются более широкие возможности по формированию
потребностей в подготовке кадров и их удовлетворении в сфере стоматологии. Саморегулируемые
организации в здравоохранении, принимая на себя часть государственных функций
по регулированию и контролю в сфере здравоохранения, становятся гарантами
должной профессиональной квалификации врачей.
Сотрудничество
с СРО будет способствовать активному использованию краткосрочных форм
подготовки специалистов по внедрению новых медицинских технологий, применению
стандартов. Кроме того, СРО является удобной площадкой для внедрения и
продвижения разработанных в образовательных и научных учреждениях результатов
интеллектуальной деятельности.
Для частных медицинских структур в сфере стоматологии выгода от участия в
СРО заключается в следующем.
1. Формируется система защиты собственных
профессиональных интересов, которая включает:
- наличие стандартов и правил профессиональной
деятельности, при этом стандарты и правили в отличие от государственных будут
ориентироваться не наличие финансовых средств в бюджете, а на качество, что
несомненно скажется на прибыли;
- механизмы досудебной защиты интересов
производителя услуг (третейские суды, имущественная ответственность);
- квалифицированное юридическое обеспечение
участников СРО с учётом специфики их деятельности;
- отбор и использование
медицинских технологий только разрешённых к применению в установленном
законодательством порядке.
2.
Появляется возможность гибкого обучения членов СРО по тем вопросам, которые им
необходимы здесь и сейчас.
3.
Весьма значимы и недавно определённые федеральным законом
от 26 декабря 2008 г . N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля» преференции для членов СРО при осуществлении государственного и
муниципального контроля и надзора.
4.
Возможность влияния через СРО на принятие государственными (муниципальными)
органами тех или иных решений, касающихся субъектов данного вида
профессиональной деятельности, что предусмотрено в законе о СРО.
5.
Возможность централизованного (через СРО) оперативного получения необходимой
нормативно-правой информации и комментариев к ней применительно к специфике профессиональной деятельности.
6.
Всё указанное выше способствует повышение качества оказываемых услуг. А
повышение качества в свою очередь обеспечивает благоприятные конкурентные
преимущества и всегда благоприятно влияет на бизнес.
Таким
образом, можно заключить, что организация СРО в сфере стоматологии позволит обеспечить комплексную интеграцию интересов
пациента, государственных органов, частных организаций и образовательных
медицинских учреждений.
Что
касается частной системы здравоохранения и тех направлений медицинской
деятельности, где медицинская помощь оказывается преимущественно частными
организациями, то здесь перспективы создания СРО самые благоприятные.
Во-первых,
и это самое главное, полномочия и функции СРО в соответствующем законе
прописаны более широко и гораздо более чётко, чем полномочия ассоциаций в
«Основах…». При этом указанные полномочия вполне реализуемы внутри СРО, в то
время как часть полномочий ассоциаций, прописанная в «Основах…» просто не может
быть реализована, так как нет соответствующих механизмов или правил.
Во-вторых,
именно тема саморегулируемых организаций, а не ассоциаций, прописана ещё в ряде
новых и весьма важных федеральных законах. Речь идёт о
федеральном законе от 26 декабря 2008 г . N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля» и о федеральном законе от 25 декабря 2008 г . N 273-ФЗ «О противодействии
коррупции».
В-третьих,
само наличие активных ассоциаций у частников и надо рассматривать как готовую
площадку для трансформации их в СРО. При этом, однако, не имеется в виду, что
все ассоциации, объединяющие частных врачей или частные организации, непременно
перерастут в саморегулируемые организации, но часть непременно. Там же, где
этого не произойдёт, всё равно появятся саморегулируемые организации, а
ассоциации же либо будут решать только традиционные задачи (конференции,
аттестация), либо просто отомрут.
В-четвертых,
у частных структур появляются новые возможности для формирования четких
потребностей для поставщиков и производителей в сфере стоматологии, что опять
же влечет за собой определенную подготовку кадров, как в сфере стоматологии, так
и у производителей.
И что же нам следует сделать в соответствии с правилами и принципами
эволюции данного процесса?
Законодательно закрепить обязательное участие частных медицинских
организаций в СРО. Подчеркнём - только
для частных.
Что касается государственных, муниципальных
учреждений и специалистов в них работающих, то для них это должно остаться
правом добровольного выбора. Не надо этого бояться. Тем более, что всем
известно - с частным здравоохранением у нас складывается совсем не простая
ситуация в формировании системы взаимоотношений.
Сегодня никто (!) в стране не знает, что у нас
делается в частном секторе медицинской помощи; нет ни какого представления ни
об объёмах, ни о качестве оказываемой помощи, ни о потребностях в ней, ни о
проблемах самих частников и т.д. От участия в СРО все только выиграют: и сами
частники, и государство, и пациент.
Чтобы
решение об обязательном участии частных
медицинских организаций в СРО для тех органов, от которых зависит его принятие,
было максимально взвешенным и продуманным, здесь мы имеем в виду Госдуму,
Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзор, было бы
целесообразно уже сейчас организовать ряд пилотных проектов по развитию
саморегулирования в здравоохранении.
Пилотный проект, а лучше несколько проектов, позволит:
-
отработать конкретные формы взаимодействия государственных органов и
саморегулируемых организации;
-
проанализировать первые шаги по внедрению саморегулирования в здравоохранении;
-
разработать предложения по формированию нормативно-правовой базы в части развития саморегулирования;
-
позволят выявить неочевидные достоинства и недостатки такой организационной
технологии как саморегулирование.
Такой
эффективной пилотной площадкой вполне могла бы стать и первая в России
некоммерческая организация, действующая на принципах саморегулирования в
стоматологии, созданная в Иркутске.
---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2) 2я 43
А43 Актуальные вопросы методологии профилактической медицины, медицинской профилактики и социальной медицины: сб. науч. ст. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2011. 168 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ДПО ИГМАПО Минздрава России.