Решетник Л.А.
ГОУ ВПО ИГМУ
Медицинское значение применения таких культур, как топинамбур, якон, стевия, амарант мало известно практикующим врачам первичного звена здравоохранения и вообще специалистам терапевтического профиля. Однако они могут с успехом применяться с медико-профилактической и лечебной целями.
Топинамбур, или иерусалимский артишок, земляная груша. Инициатором широкого внедрения топинамбура в Советском Союзе и проведения селекционных работ с ним был академик Н.И. Вавилов. В 1933 году в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по топинамбуру. В дальнейшем более чем 50 лет топинамбур в России перенес незаслуженное забвение. В 90-х годах предыдущего столетия отдельными энтузиастами, в том числе и в Иркутской области (Кочнев Н.П., Мальшаков В.И., 1993) возобновлены попытки его выращивания и применения с профилактической и лечебной целью. Научные исследования и практическое применение продуктов переработки тапинамбура были предприняты Л.А. Решетник, Ф.Я. Бровиной, О.В. Прокопьевой.
Ценность топинамбура как кормовой, овощной, технической и лечебной культуры обусловлено его уникальным химическим составом. В свежих клубнях топинамбура содержание белка 1,4 г/100 г продукта сопоставимо с содержанием его в лругих корнеплодах: сельдерее и моркови, петрушке, репе, свекле – 1,5 г/100 г продукта.
В продуктах переработки содержание белка существенно увеличивается, и в топинамбурной муке составляет уже 8,9 г/100 г продукта, что приближено к содержанию белка в муке пшеничной 1 сорта (10,3 г/100 г продукта).
Биологическая ценность белка зависит от аминокислотного состава. Топинамбур содержит 16 аминокислот, в т.ч. 8 незаменимых. Аминокислота гистидин, незаменимая для грудных детей, также содержится в топинамбуре, что позволяет рекомендовать его в питании детей грудного возраста.
Необходимо заострить внимание на том, что скор (отношение аминокислот в продукте к аминокислотам женского молока) незаменимых аминокислот в топинамбуре больше единицы, при этом скор первой лимитирующей аминокислоты растительных продуктов – лизина (1,2) в 2 раза выше, чем у риса (0,69) и пшеницы (0,56).
Ценность углеводного компонента топинамбура заключается в том, что на 80 % сухой остаток топинамбура представлен инулином, являющимся единственным природным полисахаридом, состоящим на 95 % из фруктозы. Инулин оказывает благотворное влияние в животном организме. Он расщепляется на отдельные молекулы фруктозы и фруктозные цепочки, которые, всосавшись, усваиваются без инсулина и полноценно замещают глюкозу в обменных процессах.
Доказано снижение дневных колебаний сахара, уменьшение суточной глюкозурии и соответственно инсулина у больных сахарным диабетом, принимающих топинамбур (Бровина Ф.Я., 1996). Нерасщепленная часть инулина выводится, связывая шлаки (тяжелые металлы, радионуклиды, кристаллы холестерина, жирные кислоты, нитраты, микроорганизмы и др.). В кишечнике инулин используется бифидо- и лактобактериями и десятикратно повышает их титр.
Инулин является одной из составных частей комбинированных пребиотиков и широко используется в Японии, США, Европе.
В экспериментах были установлены противоопухолевый, антиаритмический, иммуномодулирующий, антиоксидантный эффекты инулина. Уместно отметить, что среди всех образцов топинамбура, выращиваемого в СНГ, самое высокое содержание инулина определяется в образцах из Иркутской области (Кочнев Н.К., 2003). Ежегодно проводятся Международные конференции по инулину.
Топинамбур содержит фруктоолигосахариды (цепочки глюкозы и фруктозы), являющиеся естественным питанием бифидо- и лактобактерий кишечника и обладающие низкой калорийностью. Основное количество фруктоолигосахаридов в мире производится в Японии, из них 75 % используется в стране, а 25% экспортируются в США и Францию. Есть мнение, что наряду с другими, именно использование фруктоолигосахаридов является фактором низкой смертности японцев от новообразований (Ерашова Л.Д., 2003).
Топинамбур богат пищевыми волокнами и пектином (3,5 г/100 г), их содержание выше, чем во всех известных корнеплодах. По содержанию пищевых волокон в муке (26,4 г/100 г) топинамбур превосходит сушеные грибы (19,8 г/100 г), и это обстоятельство сообщает ему сорбентные свойства и стимуляцию перистальтики кишечника при запорах.
Исследование эффективности применения салата из сырых клубней топинамбура проведено в группе 6-летних детей. Измельченные клубни топинамбура в количестве 50 г с добавлением 2 г растительного масла и 0,5 г соли дети получали на второй завтрак в течение 1 месяца через день в детском дошкольном учреждении. Как показали наблюдения, у детей, получавших салат из сырых клубней топинамбура, имела место тенденция к повышению аппетита, восстановлению частоты и консистенции стула. Кал стал мягким, а дефекация ежедневной.
Из лабораторных показателей имел место прирост гемоглобина, исчез солевой осадок в моче. За 3 последующих месяца после приема топинамбура снизилось число случаев респираторных инфекций, что косвенно свидетельствовало об оптимизации иммунного статуса (Решетник Л.А., Прокопьева О.В., 2000).
Элементный анализ волос детей, проведенный через 3 месяца после окончания приема салата из топинамбура (срок наблюдения определялся скоростью роста волос) и рассчитанный методом связанных выборок, показал достоверное снижение концентрации в волосах олова на 90 %, никеля на 58,7 %, свинца на 47 %, ванадия на 44,2 %, меди на 28 %, алюминия на 13,6 % (Решетник Л.А., 2000).
Зольность топинамбура (1,34 г/100 г) выше, чем у большинства известных корнеплодов, что предполагает высокое содержание минерального и микроэлементного компонента. По минеральному составу клубни топинамбура богаты калием (199-220 мг/ 100 г съедобной части). Концентрация магния в топинамбуре, выращенном на различных участках, и определенная разными методами, различна и колеблется от 13 до 46 мг/100 г. Из микроэлементов топинамбур содержит в повышенных количествах кремний - 49 мкг/100 г, железо – 31 мг/100 г и цинк – 22,6 мкг/ 100 г . Большое содержание калия и магния в топинамбуре может быть использовано в диетотерапии сердечно-сосудистых заболеваний вместо панангина.
Топинамбур активно аккумулирует кремний из почвы, в сухом веществе его содержится от 5-8 % органического кремния. Эссенциальность кремния было доказано относительно недавно (Schwarz К., Carlisle E., 1972). Как компонент гликозоаминогликанов и коллагена соединительной ткани, кремний обеспечивает её эластичность, оптимальное содержание его необходимо для нормального роста хряща, кости, деятельности клапанов в различных органах. Особенно высокое содержание кремния отмечено в костях в период их метаболической активности.
Известно, что с возрастом содержание кремния в организме уменьшается, и это связывают с патогенезом атеросклероза и гипертонической болезни. При онкологических заболеваниях регистрируются его критически низкие уровни. Коллоидный кремний топинамбура в кишечнике обладает свойством приклеивать к себе несимбиотические микроорганизмы при дисбиозе кишечника. Клиническим признаком дефицита являются койлонихии, ломкость волос и ногтей, алопеция, соединительнотканная дисплазия.
Усвоение кремния из пищи, богатой клетчаткой (как в топинамбуре), почти в 2 раза выше, чем из иной.
С этих позиций применение топинамбура показано больным гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью, при дуодено-гастральном рефлюксе, при рефлюкс–энтерите, при пролапсе митрального клапана, онкологическим больным, при алопеции.
Таким образом, уникальный химический состав топинамбура позволяет говорить о нем как о продукте сахарозамещающего действия, и он эффективно применяется при сахарном диабете 1 и 2 типов. Его следует использовать как энтеросорбент и антиоксидант, а также эффективный пребиотик, антиатеросклеротическое и гипотензивное средство.
Перспективным инулинсодержащим растением является якон – красивое многолетнее травянистое растение высотой 2-2,5 метра , произрастающее на восточных склонах Анд. В питании используют мясистые клубни, содержащие инулин, фруктозу и фруктанты. В отличие от топинамбура, якон обладает удивительной способностью увеличивать содержание инулина в процессе его хранения. Это растение успешно акклиматизировано в южных районах РФ. Возможно выращивание якона в защищенном грунте и в Иркутской области, а главное использование с целью разнообразия и расширения ассортимента применяемых лекарственных продуктов больным и с целью профилактики – по тем же показаниям, что и у топинамбура.
По данным ВОЗ, в среднем каждый житель планеты потребляет ежедневно около 60 г сахара. В России, с учетом традиций приготовления варенья и компотов, этот показатель выше. Продукты питания с заменителями сахара – острая необходимость для многих людей, больных сахарным диабетом, страдающих избыточным весом, кариесом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и др.
Появилось большое число продуктов с сахарозаменителями химического происхождения (аспартам, сахарин, ацесульфам, цикломат), каждый из которых обладает рядом побочных действий и запрещен к употреблению во многих странах.
В этой связи интерес представляет использование медовой травы – стевии. Стевия относится к семейству сложноцветных и представляет собой травянистое многолетнее растение, родиной которого является Парагвай. Носителями сладкого вкуса стевии являются 8 дитерпеновых гликозидов, объединенных общим названием «стевиозид», который в 200 – 300 раз слаще сахара, почти не содержит калорий, не обладает мутагенным свойством, не токсичен и безвреден для человека.
Стевия может применяться в виде сухих листьев, экстрактов, концентрированных сиропов или порошка. Разработан широкий ассортимент напитков, компотов, хлебобулочных, кондитерских изделий, пищевых добавок на её основе (Зубцов В.А., Осипова Л.Л., 2008).
Установлена возможность выращивания стевии и в условиях защищенного грунта. Область применения ее касается сахарного диабета и его профилактики.
Амарант признан ЮНЕСКО основной продовольственной культурой 21 века. Это растение (с греч. – «вечный») введено в культуру народами, населявшими Центральную и Южную Америку более 5 тыс. лет до новой эры. Амарант для индейцев является священным. Оно относится к семейству псевдозлаковых и представляет собой разновидность травянистого растения. В пищу используются семена, из которых готовят муку и масло.
Пищевая ценность муки из амаранта обусловлена высокой калорийностью (426 – 435 кКал), в сравнении с пшеничной (333 кКал) или соевой (356 кКал). Содержание белка в амаранте (15-23 г на 100 г ) выше, чем в пшенице (10,6-13,0 %) и кукурузе (9,2 %), но меньше, чем в сое (43,0 %).
Уникальность амарантового масла обусловлена рекордным содержанием в нем витамина Е (2 %), фитостерола (2 %) и сквалена (8 %). В сравнении: содержание сквалена в оливковом масле (0,7 %), пшеничных зародышах (0,1 %), в жире печени акул 60 %. Жировой комплекс амаранта может быть эффективным регулятором липидного обмена, обладающим антиопухолевым, антирадикальным, ранозаживляющим, бактерицидным действием. Использования масла амаранта в стоматологии, при ожоговой болезни, при атопических дерматитах у детей, для профилактики атеросклероза сердечно-сосудистых заболеваний, при патологии предстательной железы, облитерирующим эндоартериите является реальностью сегодняшнего дня.
---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43 Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 180с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО "Иркутский ГИУВ Росздрава".