четверг, 5 мая 2011 г.

Значение проблемно-целевого обучения семьи и медицинских работников в воспитании здоровых детей


Омолоева Т. С., Кривова В. Н.
гоу ВПО ИГМУ 

            Динамика здоровья детского населения Российской Федерации характеризуется неблагоприятными тенденциями: растет число врожденных и наследственных заболеваний, повышается удельный вес детей, рожденных с травмами и заболеваниями центральной нервной системы, прогрессирует  рост хронических форм патологии. Все это приводит к снижению качества жизни детей и их семей, увеличению общего числа детей-инвалидов,  необходимости комплексного лечения и реабилитации.

В этой связи на современном этапе целесообразны знания и умения педиатров по вопросам проблемно – целевого обучения семей и медицинского персонала. Важно отметить, что повышение уровня медицинских знаний среди населения внесено в перечень приоритетных образовательных программ ВОЗ.
            Проблемно – целевое обучение (ПЦО) – метод обучения детей, страдающих хронической патологией, а также родителей, имеющих больных детей или детей из групп риска по развитию заболеваний, ориентированный на определенную проблему, требующий активного  участия обучаемого ребенка и его родителей, тесного сотрудничества с врачом (Румянцев А.Г., 2002; Дос-    кин В.А., Авдеева Т.Г., 2008). Основной метод ПЦО – организация специализированных медицинских школ (МШ) по профилю: «школа молодой матери», «школа подросткового здоровья», «школа диабета», «астмашкола», «гастрошкола», «школа для детей с заболеваниями опорно – двигательного аппарата», «школа ЧБД» и др.
          В целях воспитания здорового ребенка необходимо с первых дней жизни  обеспечить партнерство родителей и медицинского персонала.
      Структурно-функциональная организация МШ содержит методы реализации ПЦО и предполагаемый результат в плане профилактики, уменьшения вторичных осложнений, тяжести заболевания, обеспечения качественного лечения, обучение самоконтролю, самостоятельному управлению здоровьем или хроническим заболеванием (Рябухин Ю.В., 2001; Стуколова Т.И., 2005; Рзянкина М.В., 2006; Баранов А.А., 2006).
            Структурно-функциональная организация медицинских школ:
1. Принципы и задачи МШ.
2. Методы работы, используемые в МШ.
3. Ожидаемый результат  внедрения обучающих программ.
     Принципы и задачи. Семья – главный этап формирования здорового образа жизни и реабилитации больных хроническими заболеваниями. Создаётся партнерство «врач – пациент – родители» в формировании здоровья и в организации лечения заболевания. Определена необходимость знания родителями основ физиологии ребенка, рационального питания, фармакотерапии и самоконтроля, повышается эффективность лечения и предупреждение инвалидизации больных.
       Психотерапевтическая реабилитация должна предшествовать физической реабилитации; здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни.
            Методы работы:
- мониторинг (самоконтроль, коррекция диеты и лечения) в амбулаторных условиях; индивидуальная программа реабилитации больного ребенка;
- ПЦО родителей в МШ при поликлиниках по месту жительства; медико – педагогическая активность семьи в организации реабилитации в амбулаторных условиях;
- непосредственные занятия с больными (индивидуальные и групповые); современное информационное обеспечение (печатная продукция, аудио- и видеооборудование), телефон специалиста.
         Ожидаемый результат: снижение числа обострений, осложнений; уменьшение тяжести заболевания; обеспечение качественного уровня жизни с мониторингом качества жизни, лечения, профилактики осложнений; обучение самоконтролю, диетотерапии и медикаментозному лечению детей с хроническими заболеваниями; формирование мотивации здорового образа жизни, развития личности, способной к самореализации.
     Для каждой из «школ» ПЦО составляется соответствующая программа, реализуемая в стационаре или поликлинике параллельно с лечебно – диагностическим процессом основного заболевания. В любой программе предусматривается цель, задачи, тематика занятий. Проведение ПЦО в ЛПУ возможно лишь при последовательном решении организационных, технических, а затем медицинских задач.
      При отсутствии соответствующих помещений, оснащенных необходимыми техническими средствами, медицинской аппаратурой, наглядной информацией, методического материала, без подготовленных медицинских кадров, результатов подготовительной работы по мотивированию на обучение контингента профильных больных нельзя добиться правильной организации и получения необходимого клинического и экономического эффекта.
       Основная цель обучения – дать больному ребенку и его семье знания, помогающие осознать необходимость изменения образа жизни, выработать такой жизненный уклад, при котором все необходимые терапевтические мероприятия заранее планируются, включаются в распорядок дня и воспринимаются после этого как необходимое и обычное явление.
        В результате обучения ребенок и его родители должны не только овладеть знаниями, но и существенно изменить поведение и даже образ мышления. При ПЦО предпочтительны занятия, позволяющие больному и его родителям активно включаться в процесс обучения (практические работы с решением ситуационных задач). Важный элемент  обучения – контроль качества усвоения материала. Содержание контроля заложено в самой программе (перечень навыков, которыми должен овладеть обучаемый) и определяется целями и задачами обучения.
        Важный момент в организации ПЦО – создание атмосферы партнерства между врачом и пациентом, который в этом союзе занимает активную позицию. В связи с этим программа обучения больных включает не только теоретический материал по основным вопросам лечения хронического заболевания, но и практические навыки самоконтроля. Самоконтроль – ключ к управлению хроническими заболеваниями не только среди взрослых пациентов, но и среди детей.
      Опыт работы медицинских школ. Анализ клинической и экономической эффективности «школ» демонстрирует, что среди обученных по программе ПЦО более 90 % стали понимать сущность своего заболевания, научились самоконтролю, диетотерапии, применению лекарственных препаратов и фитотерапии (Доскин В.А., 2002, 2008; Баранов А.А., 2006; Калмыкова А.С., 2007; Авдеева Т.Г., 2008).
      Экспертная оценка состояния детей и их семей, прошедших обучение в «астма-школе», проиллюстрировала клиническую эффективность ПЦО больных бронхиальной астмой.
       В частности, уменьшено число астматических состояний на 30 %, снижение количества ночных приступов удушья на 25 %, улучшение показателей пикфлоуметрии у 45 % больных, снижение частоты госпитализаций по экстренным показаниям на 34 %, уменьшение частоты приема препаратов, купирующих приступы  бронхиальной астмы в 2 раза, повышение эффективности диспансерного наблюдения с 28,5 % до 72,5 % (Авдеева Т.Г, 2008).
     Таким образом, проблемно – целевое обучение играет значительную роль в формировании здоровья, в комплексном лечении и реабилитации детей, страдающих хроническими заболеваниями. В связи с чем оно, несомненно, целесообразно в педиатрическом до – и последипломном образовании для осознанного применения в педиатрической практике.

---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43     Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 180с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО "Иркутский ГИУВ Росздрава".