Савватеева В.Г., *Маслаускене Т.П.
ГОУ ВПО ИГМУ; *ГОУ ДПО ИГИУВ
Со времени массового использования вакцины БЦЖ для профилактики туберкулеза накоплен значительный опыт, проведено большое количество научных исследований, доказывающих защитную роль вакцины БЦЖ в отношении развития осложненных форм туберкулеза, прежде всего генерализованных, однако вакцинация не влияет на инфицированность туберкулезными микобактериями, как и возможность формирования малых локальных форм туберкулеза у детей. В то же время у вакцинированного БЦЖ ребенка затруднена интерпретация реакция на пробу Манту с 2TE ППД L.
Наиболее высокий уровень туберкулиновой чувствительности формируется у привитого БЦЖ ребенка к 6 месяцам после введения вакцины, далее происходит постепенное снижение поствакцинной аллергии к туберкулезу, т.е. в условиях практики, реакция на туберкулин наиболее высока в 1 год, когда впервые выполняется проба Манту с 2ТЕ ППД - L. Далее в 2 года выраженность реакции снижается, в 3 года реакция должна быть отрицательной или сомнительной, в 4 года – отрицательной.
На данном этапе знаний принято, что введение микобактерий БЦЖ развивает «макуло-болезнь», т.е. эпитилиоидно-лимфоцитарную реакцию с формированием гранулемы, имеющей отличие от гранулемы при заражении вирулентными штаммами МТ в том, что в её центре не должно быть казеоза. В структуре вакцинного штамма микобактерий БЦЖ выделяют четыре компонента:
1. Иммуногенные защитные антигены.
2. Адъюванты.
3. Инертные субстанции.
4. Вещества, снижающие противоинфекционную защиту, иначе, «поощряющие инфекцию».
Итог вакцинации в связи со сложностью воздействия вакцинного материала оказывается не всегда предсказуемым. В течение всего периода использования вакцины БЦЖ проводится учет всех вариантов осложненного течения поствакцинного периода, который в отдельных, хотя и редких случаях завершается генерализированным туберкулезом и летальным исходом. Более управляемые осложнения: туберкулез периферических лимфатических узлов вследствие прививки БЦЖ, «холодный» абсцесс, келоидный рубец – также достаточно тревожные события.
Реакции на прививку БЦЖ можно рассматривать в качестве маркера, прежде всего, клеточных реакций иммунитета. Дети, перенёсшие осложнения прививки БЦЖ (кроме келоидного рубца) – безусловно, группа риска в отношении туберкулёза, причём наблюдение этих детей осложняется многими обстоятельствами.
Например, результат туберкулинодиагностики у них трудно интерпретировать, а при келоидных рубцах – нецелесообразно повторное проведение туберкулиновых проб из-за риска обострения келоида.
С целью изучения эффективности вакцинации БЦЖ нами проведён анализ размеров поствакцинных рубцов у 1708 детей в различных экологических условиях, а именно:
· в зоне влияния на внешнюю среду факторов производства белкововитаминных концентратов – 558 детей 3 - 6 лет;
· в зоне влияния завода нефтеоргсинтеза – 140 детей;
· в условно-чистой зоне – 222 ребёнка;
· у детей, родители которых в антенатальном периоде работали на производстве поливинилхлорида (ПВХ) – 135 человек;
· родители не работали на производстве ПВХ (Саянск) – 126 человек;
· дети проживали в посёлке Ухтуй (по розе ветров производства ПВХ) – 41человек;
· дети проживали в городе Зима, посещали ДДУ, расположенные по розе ветров завода ПВХ.
В итоге получено, что поствакцинные знаки не сформировались у 11,7 ± 2,1 % детей, проживающих в условно-чистой зоне, у 9,8 % детей подвергающихся влиянию факторов производства БВК. Гораздо чаще рубцы не сформировались у детей под влиянием производства ПВХ: у 41,5 % в Ухтуе, 30,9% – в Зиме, у каждого четвёртого ребёнка в условиях воздействия, поэтому влияние техники введения вакцины минимально, т.к. все дети городов Саянск и Зима родились в одном и том же родильном доме.
Соответственно, оптимальный ответ на прививку (4 - 7 мм ), коррелирующий с наиболее выраженными иммунными реакциями, обеспечивающими устойчивость к туберкулёзной инфекции, сформирован в условно-чистой зоне (41,6 ± 1,6 %), в условиях влияния на внешнюю среду производства БВК (44,6 ± 2,1%), у детей, родители которых не подвергались влиянию химических производств в антенатальном периоде.
Дискуссия в отношении корреляции размеров поствакцинного знака и устойчивости к туберкулёзной инфекции разрешается фактом отсутствия рубчика БЦЖ у детей при локальном туберкулёзе и средним размером такового при этом заболевании. По Иркутску в динамике в 1979 г . по сравнению с 2009 г . (30 лет) размеры поствакцинного знака 4,7 против 5,3, соответственно.
Заключение. При анализе выраженности поствакцинных знаков влияние микроэкологической ситуации на иммунные реакции детей проявляется в эффективности противотуберкулёзных прививок БЦЖ. Воздействие факторов производства ПВХ на родителей в антенатальном периоде и на детей в постнатальном периоде снижает иммунологический ответ на вакцинацию БЦЖ.
---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2)2я43
А43 Актуальные вопросы развития профилактической медицины и формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2010. 180с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО "Иркутский ГИУВ Росздрава".