вторник, 28 июля 2015 г.

Возможности иппотерапии при реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом

Пономаренко Е.Н., Савватеева В.Г., Н.С. Ветрова Н.С.,
Севрук Е.И.
ГБОУ ВПО ИГМУ; кафедра педиатрии № 2

       В структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы у детей составляют 60 % (Балева Л.С., с соавт., 2011). Распространенность детского центрального паралича (ДЦП) составляет 3- 9 случаев на 1000 детей,   частота встречаемости ДЦП в большинстве стран мира от 0,76 до 5,8 на 1000 (Бадалян Л.О., 2005).   ДЦП представляет собой мультифакториальное поражение нервной системы, возникающее на ранних стадиях ее развития, при котором нарушения моторного развития сочетаются  с когнитивными, сенсорными, поведенческими, ортопедическими, соматическими и другими патологическими  расстройствами (Бадалян Л.О., 2005; Осокин В.В., 2010).
Иппотерапия (от греческого  - hippo - лошадь) – лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). Больной выполняет упражнения, разработанные для него специалистом по иппотерапии, сидя верхом на идущей лошади. Лошадь ведёт коновод, рядом с больным находятся один или два инструктора. 

С незапамятных времен конь был для человека незаменимым помощником и другом. Перестав быть лучшим транспортным средством, лошадь сохранила и даже укрепила репутацию своеобразного "лечебного снаряда". С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991году в Москве Детского Экологического центра "Живая нить".
Использование иппотерапии в  областном реабилитационном центре (ОРЦ) "Сосновая горка" началось в марте 2003 года и продолжается 11 лет.   Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы лечебной физкультуры, то есть он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений.
Температура тела лошади выше человеческой на 1,5˚ С. Движения мыщц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника. Усиливается кровоток в конечностях и органах брюшной полости, особенно малого таза. Улучшение периферического кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.
Кроме того,  для обездвиженного больного трехмерное движение спины лошади (фронтальная, сагиттальная, горизонтальная) имитирует прямохождение. Когда лошадь идет шагом, тазобедренная область и ноги всадника имитируют сложные трехмерные движения, у него работают практически все группы мышц.
Необходимость удерживать равновесие на лошади заставляет всадника синхронизировать с движениями лошади работу мышц спины, туловища, шеи, ног. Все это формирует динамический стереотип, который инвалид переносит из верховой езды в повседневную жизнь.
У детей со спастическим синдромом из-за правильного удержания головы происходит уменьшение тонуса мышц плечевого пояса. Руки принимают среднефизиологическое положение. Появляется манипуляторная функция руки различными предметами. Также лошадь - очень красивое и доброе животное. И  ребенок, сидя в седле,  кажется себе большим и сильным. А лошадь слушается его, подчиняется движениям его тела, она ведь не ощущает различий между здоровым человеком и инвалидом.
Больной ребенок забывает о своей болезни, ощущает себя здоровым, сильным - и постепенно становится таковым!

Цель исследования: изучить динамику неврологической симптоматики в зависимости от реабилитации с применением иппотерапии.
Материалы и методы. Наблюдали 30 человек в возрасте с 3-х до 6 лет получивших комплексное лечение с использованием иппотерапии в ОРЦ «Сосновая горка». Продолжительность иппотерапии составила 10 дней по 20 минут сеанс при частоте посещений 3 раза в неделю. Все дети имели диагноз ДЦП, из них у 10 (33 %) детей наблюдался спастический церебральный паралич,  у 9 (30 %) детей спастическая диплегия, у 11 (37 %) детей спастическая гемиплегия. Контрольную группу составили 30 детей в возрасте от 2 до 6 лет с диагнозом ДЦП, 13 (43 %) детей со спастическим церебральным параличом, 7 (23 %)  детей со спастической диплегией и 8 (27 %) детей со спастической гемиплегией, 2 (7 %) ребёнка с атактическим церебральным параличём, но в их комплексное лечение не входила иппотерапия.
В ходе реабилитации  дети обеих групп получали комплекс физиотерапии, массажа, ЛФК. Всем детям  проводилась медикаментозная терапия: ноотропная (пирацетам, фенибут, препараты гопантеновой кислоты), нейрометаболическая (элькар, кортексин, церебролизин), вазоактивная (винпоцетин, циннаризин) курсами длительностью 30 - 90 дней 2-3 раза в год, по показаниям назначались дегидратирующие (диакарб) и миорелаксирующие (мидокалм, баклосан) препараты, противосудорожная терапия (препараты вальпроевой кислоты в виде монотерапии, либо в схемах комбинированной антиэпилептической терапии).
Бальнеопроцедуры в виде гидромассажных ванн и занятий в бассейне, как в групповом, так и  в индивидуальном порядке,  использовались  с учетом  психического и двигательного дефицита ребенка. Психолого-педагогическое  сопровождение, в виде занятий с психологом, воспитателем,  дефектологом, педагогом  Монтессори в индивидуальном порядке.
Также проводились  занятия в сенсорной комнате, музыкальные занятия.
Результаты и обсуждение  Сравнительный анализ клинической эффективности реабилитации в двух группах показал, что более значительное клиническое улучшение наблюдалось у детей при использовании иппотерапии. Достоверно быстрее (после 4 – 5 сеансов) отмечалась релаксация спазмированных мышц, увеличение объема движений в пораженных суставах, укрепление ослабленных мышц, формирование основных двигательных навыков.
Проведение сеанса ЛФК и массажа сразу после сеанса иппотерапии было заметно легче, чем у детей  без использования иппотерапии или, в случаях, когда промежуток между сеансом иппотерапии и массажа составлял более 1,5 часов.
Также было отмечено, что продолжительность эффекта лечения детей за временной промежуток в 3-5 месяцев была более стойкой, чем у детей в контрольной группе. При последующем поступлении родители уже настаивали на повторении курса иппотерапии. Также психологическое тестирование этих детей регистрировало снижение тревожности после сеансов иппотерапии.
После курса иппотерапии 10 % детей научились стоять в дефектной позе, 3 % детей научились сидеть, 20 % детей научились ходить дефектно, у всех детей отмечалось увеличение общей двигательной активности, укрепление мышечного корсета, улучшение осанки.
По итогам нейромиографии, оценивающей процесс нервномышечной проводимости, улучшение отмечалось в 45 % случаев: исчезновение тремора полностью или частично, улучшение нервно мышечной проводимости, исчезновение патологических разрядов и миотонического синдрома.

В контрольной группе отмечена менее выраженная динамика. Только 3 % детей научились ходить дефектно, 3 % - научились ползать, 3 % детей научились сидеть. Таким образом, включение иппотерапии в комплексное лечение детей с ДЦП улучшает эмоциональный фон у детей, способствует более быстрому развитию двигательных навыков и двигательной активности.
---
Опубликовано:
УДК 616-084+614. 2
ББК 51.1 (2) 599 я 43
М54     Актуальные вопросы методологии профилактической и социальной медицины. Том 1.: сб. науч. материалов и статей двенадцатой межрегиональной конференции с международным участ./ под ред. к.м.н. А.Е. Агапитова. – Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2014. – 128 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ДПО ИГМАПО Минздрава России в составе проекта ЭкспертЗдравСервис.